Явка
Явка составила 51,68%. В Москве — около 50% (об этом вечером 19 сентября объявил мэр столицы Сергей Собянин).
Явка на онлайн-голосовании побила результат голосования по поправкам к Конституции и составила 96,5%. Почти 2 млн человек проголосовали в Москве, около 90% — в Севастополе, 92% — в Ростовской области и 95% — в Ярославской.
Самая низкая явка — в Санкт-Петербурге (33,06%).
Самая высокая — в Чеченской Республике (93,1%).
Выборы в Госдуму
По данным ЦИК после подсчета 99% протоколов, «Единая Россия» набирает 49,82%, КПРФ — 19%, ЛДПР — 7,49%, «Справедливая Россия — Патриоты — За правду» — 7,42%, партия «Новые люди» — 5,35%. Остальные партии не смогли преодолеть 5%-ный барьер.
Предварительные итоги голосования по одномандатным избирательным округам также говорят о лидерстве «Единой России». У нее 88% мандатов (198 мест). У КПРФ — 4,45% (10 мандатов), у СР — 3,56% (8 мандатов).
В двух регионах — Якутии и НАО — КПРФ выиграла выборы у «Единой России».
Результатов голосования в Москве не было до утра. Как сообщил глава столичного общественного штаба Алексей Венедиктов — из-за большого количества переголосовавших. В итоге в Москве нет ни одного избирательного округа, в котором выигрывал бы представитель оппозиции. Кандидат от КПРФ Анастасия Удальцова вплоть до обработки 99% протоколов обгоняла конкурентку от «Единой России», но после подсчета 100% протоколов все же уступила лидерство.
КПРФ в итоге отказалась признавать результаты выборов в Москве. «Мы видели, как наши товарищи побеждали и как потом картинка изменилась после вбрасывания цифровых данных», — отметил зампред партии Дмитрий Новиков.
Выборы губернаторов
В Хабаровском крае после обработки 100% бюллетеней лидирует действующий глава региона Михаил Дегтярев. У него 56,81% голосов.
В Туве выиграл врио республики Владислав Ховалыг — 86,81%. Подсчитано 100% голосов. В Тульской области побеждает действующий губернатор Алексей Дюмин — 83,7%.
На выборах главы Ульяновской области после подсчета 100% бюллетеней победил Алексей Русских. У него 83,16%.
В Чечне после подсчета 100% протоколов лидирует Рамзан Кадыров с результатом 99,7%.
В Мордовии по результатам обработки 86% бюллетеней побеждает Артем Здунов, у которого 78,4% голосов.
В Северной Осетии парламент выбрал Сергея Меняйло новым главой региона. Ранее на третий срок был переизбран глава Карачаево-Черкесии Рашид Темрезов.
Нарушения
ЦИК заявлял о 12 подтвержденных вбросах в восьми регионах (в третий, заключительный день голосования). Более 8500 бюллетеней были признаны недействительными.
ЦИК особо отметил атаки на сайт ЦИК и систему онлайн-голосования.
При этом, как оказалось, Центризбирком закодировал результаты выборов на сайте: копировать данные с сайта ЦИК стало невозможно, поскольку цифры в них заменили буквами и случайными символами. Там это объяснили необходимостью защиты, чтобы «система не вылетела» из-за обрушившихся на нее «беспрецедентных атак».
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 26 сентября 2021 года; проверки требуют 11 правок.
Вы́боры — процедура избрания кого-либо путём открытого или тайного голосования.
Голосование на выборах в СССР, иллюстрация из газеты «Коммунистическая Исфара», 29 декабря 1938 года.
Выборы — одна из наиболее распространённых форм участия людей (граждан и так далее) в общественно-политической жизни государства, страны, региона (региональные выборы) организации и так далее, важный институт функционирования политической системы и политического режима, их легитимности. Выборы проводятся для осуществления законного утверждения в должности какого-либо руководителя административного или общественного органа управления или представителя от лица участвующих в выборах лиц (Электората) в составе законодательного или иного органа управления. Процедура выборов применяется в системе государственного, общественного и так далее управления, а также в системе управления любыми иными общностями людей, объединённых профессиональной, общественной или иными видами деятельности, убеждениями, вероисповеданиями и так далее.
Свободные выборы считаются на сегодняшний день наиболее демократичной системой замещения руководящих должностей в любых общностях людей.
Избирательные системыПравить
Римская монета, запечатлевшая процедуру выборов
Существует три основных вида избирательных систем: мажоритарная, пропорциональная и гибридная системы. Пропорциональная система определяет рейтинг политических сил, пропорционально которому между данными силами распределяются места. На такую систему может влиять и порог для партий, получивших малое количество голосов, когда голоса, отданные за малые партии, автоматически распределяются между перешагнувшими порог партиями. При мажоритарной системе избиратели голосуют не за партии, а за конкретных кандидатов. При такой системе в парламент проходит кандидат, получивший простое большинство голосов (то есть хотя бы на один голос больше любого другого кандидата). Существуют также смешанные системы. До 2003 года и начиная с 2016 года в России использовалась пропорционально-мажоритарная система, при которой половина кандидатов проходила в парламент по партийным спискам, а другая половина выбиралась в местных округах по мажоритарной системе. Гибридная система является дочерней и от мажоритарной, и от пропорциональной. Её суть может быть выражена формулой:
мажоритарная с исключительным выдвижением обще партийным списком = гибридная = пропорциональная с указанием в партийном списке каждому кандидату мажоритарного округа, в котором он будет баллотироваться.
Мажоритарная системаПравить
Представляет собой параллельное осуществление двух принципов организации избирательной системы. При данной системе часть депутатов избирается в округах по мажоритарной системе, а остальные избираются по партийным спискам по пропорциональной системе. Использовалась на Украине на выборах народных депутатов Украины в 2002 г. С 2006 г. на Украине действовала пропорциональная система выборов в Верховный Совет. 10 июля 2010 г. был принят закон, согласно которому выборы депутатов Верховного Совета Крыма, областных, районных, городских, районных в городах советов проводятся по смешанной системе.
Гибридная системаПравить
Представляет собой итог синтеза двух основных систем: мажоритарной и пропорциональной. Она имеет порядок определения избранных депутатов такой же, как и мажоритарная, но порядок выдвижения — присущий пропорциональной системе.
Избирательный цензПравить
Для защиты демократического процесса от некомпетентных и не системных политических сил в большинстве стран существуют различные виды цензов для избирателей и кандидатов. Виды цензов:
- возрастной
- наличие гражданства
- имущественный
- сословный
Большинство в избирательном праве[4]Править
Большинство — понятие конституционного права, используемое при проведении различных форм голосования. В избирательном праве принято различать абсолютное, простое, относительное и квалификационное.
Абсолютным считается большинство, составляющее более 50 % голосов от общего числа избирателей, или депутатов, установленного Конституцией. То есть общее число — конституционное число. Такое большинство требуется при принятии Госдумой законов или решений, относительно их материальной компетенции.
Простое большинство представляет собой набор кандидатом превышение половины голосов избирателей, принимающих участие в голосовании.
Относительным большинством считается число голосов победившего кандидата, за которого проголосовало больше избирателей, чем за соперника. Такой принцип применяется при выборе депутатов по территориальным избирательным округам. Неважно, на сколько больше голосов получил победитель, важно, что больше, чем его соперники. Выборы могут считаться несостоявшимися в том случае, когда менее 25 % избирателей приняло участие в голосовании. Метод относительно большинства используется при определении путем голосования предпочтения одного из предложенных вариантов разрешения обсуждаемого вопроса.
Квалифицированным считается большинство, когда кандидат избирается самым высоким числом избирателей, отдавших за него свои голоса, например, 2/3, ¾, от общего числа избирателей или числа избирателей, участвовавших в голосовании. Требуется, например, для того, чтобы преодолеть вето президента, наложенное на принятый Госдумой закон. Если Госдума настаивает на своем, то она должна получить не менее 2/3 голосов. Для принятия конституционных законов требуется не менее ¾ голосов.
Стадии избирательного процессаПравить
- назначение даты выборов
- образование (определение) избирательных округов
- установление избирательных участков
- создание избирательных органов
- регистрация избирателей
- Период выдвижения кандидатов или партийных списков.
- Агитационный период — период, в течение которого разрешается проводить предвыборную агитацию.
- Голосование.
- Опрос на выходе, или экзит-поллы — неформальное предложение проголосовавшим записать свой выбор для контроля действий избирательной комиссии.
- Подсчёт голосов, определение результатов выборов избирательной комиссией. Контроль за соблюдением законоположений об избирательном процессе; избирательно-правовые споры; ответственность за избирательные правонарушения.
Электронные выборыПравить
При электронных выборах вместо обычных бюллетеней используются специальные электронные устройства для голосования. Это позволяет значительно упростить процедуру подсчёта голосов.
Избирательные технологииПравить
Эмблема политтехнологов (Рolitical strategists)
Однако в реальности под политическими технологиями следует понимать комплекс специфических мер, приёмов и методов, применяемых специалистами по организации участия в выборах («политическими технологами»), направленных на победу в выборах. В качестве «инструментария» в выборных технологиях выступают социология, рекламные технологии и технологии формирования общественного мнения (PR), отдельные методы маркетинга и социальной психологии. В настоящее время наиболее крупные выборные кампании организуют и проводят профессиональные коллективы специалистов, объединяющие профессионалов в различных сферах избирательных технологий. Для России сегодня характерно доминирование на выборах команд специалистов объединяющихся вокруг своих лидеров и уход большинства специализированных агентств в сферу бизнес-консультирования.
Недостатки избирательных системПравить
Применяющиеся в настоящее время системы, базирующиеся на абсолютном или относительном большинстве голосов, не могут обеспечить адекватного отражения желания даже участвовавших в выборах людей. Это было показано с помощью элементарных рассуждений французским математиком и философом Кондорсе.
Избирательное право — право гражданина избирать и избираться.
Пассивное избирательное право — право быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Активное избирательное право — право граждан избирать в выборные государственные органы, а также участвовать в референдумах.
Выборы по странамПравить
История выборов в России начинается с IX века. Город Великий Новгород назывался «центром земли русской» и жители города решали путём голосования, кого призвать князем. После призвания Варягов во главе с Рюриком в качестве князя выборы на время потеряли свою сущность. Однако после изгнания новгородцами князя Всеволода Мстиславича в XII веке, в Новгородской торговой республике — также проводились выборы(вече) вплоть до присоединения к Великому княжеству Московскому в 1478 году. Также как и в Псковской республике, до её ослабления и включения в состав Русского централизованного государства в 1510 году из-за угрозы, исходящей с запада.
В 1905, в результате первой русской революции, министр внутренних дел Булыгин представлял свой проект (Булыгинской думы), но 17 октября был написан новый проект. Было 4 созыва. В Российской империи законодательное учреждение Государственная Дума созывалась 4 раза.
В России 1917 года проводились выборы в Учредительное собрание, а также в Советы рабочих, крестьянских и солдатских депутатов.
В 1917—1936 годах выборы в Советской России и в СССР проводились путём открытого голосования. При этом избиратели в городах избирали депутатов на избирательных собраниях своих рабочих местах — на тех предприятиях, на которых работали. Выборы не были всеобщими — к участию в них не допускались представители «эксплуататорских классов» — священники, бывшие дворяне, нэпманы. Выборы были непрямыми — непосредственно избиратели выбирали лишь депутатов Советов низшего уровня (сельских и городских). И уже депутаты Советов отправляли делегатов на вышестоящий съезд (например, сельсовет направлял делегатов на волостной съезд, волостной съезд выбирал делегатов на уездный съезд, уездный съезд — на губернский, губернский — на Всероссийский). Выборы не были равными: на съездах Советов избиратели-горожане имели пятикратное повышенное представительство по сравнению с сельскими избирателями.
Советский избирательный бюллетень 1974 года. Единственный кандидат — Косыгин А.
В 1990 году состоялись выборы народных депутатов РСФСР. 12 июня 1991 года были впервые проведены прямые выборы Президента России, на которых победил Борис Ельцин.
Система выборов в РоссииПравить
В России гражданин имеет право избирать с 18 лет, право быть избранным в представительный орган — с 21 года, а Президентом страны — с 35 лет.
Депутаты Государственной Думы избираются по партийным спискам. Организационная структура Государственной Думы РФ включает в свой состав: председателя, заместителей, руководителей комитетов Думы и руководителей думских фракций.
Выборы в России проводятся избирательными комиссиями. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации — ЦИК РФ с 1995 года состоит из 15 членов, из которых 5 назначаются Президентом РФ, 5 — Советом Федерации, 5 — Государственной Думой. Каждый из них должен иметь, как минимум, высшее профессиональное образование (до внесения изменений в законодательство, необходимо было иметь высшее юридическое образование), а также желательно учёную степень в области права.
Разработкой материалов для обучения избирательных комиссий различного уровня занимается Российский центр обучения избирательным технологиям при Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.
Отмена результатов выборовПравить
- Выборы в Верховную Раду Украины 1994 года (мажоритарная система)
- Выборы в Верховную Раду Украины март 1998 года (смешанная, пропорционально-мажоритарная система)
- Выборы в Верховную Раду Украины март 2002 года (смешанная, пропорционально-мажоритарная система)
- Выборы в Верховную Раду Украины март 2006 года (пропорциональная система)
- Досрочные парламентские выборы на Украине в сентябре 2007 года
- Выборы в Верховную Раду Украины октябрь 2012 года (смешанная, пропорционально-мажоритарная система)
- Первые выборы Президента Украины (декабрь 1991 года). Победил Леонид Кравчук.
- Выборы Президента Украины. Два тура. 1994 год. Президент — Леонид Кучма.
- Выборы Президента Украины. Осень 1999 года. Два тура. Президент — Леонид Кучма.
- Выборы Президента Украины. Осень 2004 года. Два тура. Декабрь 2004 года — переголосование второго тура. Президент Виктор Ющенко.
- Выборы Президента Украины. 2010 год. Два тура. Президент Виктор Янукович.
- Досрочные выборы Президента Украины. 2014 год. 25 мая. Один тур. Президент Петр Порошенко.
- Выборы президента Украины. 2019 год. Два тура. Президент Владимир Зеленский.
- Выборы 1994, 1998, 2002, 2006 гг.
- Выборы депутатов Верховного совета АРК, депутатов областных, районных, городских, поселковых и сельских советов.
- В 1994 году — прямые выборы председателей областных советов.
- С 2006 года выборы в областные, районные и городские советы — на пропорциональной основе.
- В 2006 году городских глав выбрали на четыре года, депутатов местных советов — на пять лет.
Фиктивные выборыПравить
Примерами фиктивных выборов являются выборы Парламентские выборы в Италии (1929) и Парламентские выборы в Италии (1934) в фашистской Италии, выборы в нацистской Германии, выборы в народный Сейм Латвии после присоединения Прибалтики к СССР в Эстонии, Латвии и Литве, референдум 1955 года во Вьетнаме, Президентские выборы в Казахской ССР, выборы 1958 года в Португалии и в большинстве «социалистических государств», таких как Восточная Германия, Советский Союз, КНР, КНДР и др.
СсылкиПравить
Можно выделить следующие стадии подсчёта голосов:
- Работа с переносными ящиками (для каждого отдельно):
проверка пломбвскрытиеподсчёт бюллетеней в ящике - проверка пломб
- вскрытие
- подсчёт бюллетеней в ящике
- Работа со стационарными ящиками (для каждого отдельно):
проверка пломбвскрытие - Бюллетени из переносных ящиков смешиваются с бюллетенями из стационарных ящиков
- Сортировка бюллетеней по видам выборов
- Сортировка бюллетеней по голосам за кандидатов с одновременным отделением бюллетеней неустановленной формы и недействительных бюллетеней
- Подсчёт рассортированных бюллетеней установленной формы в каждой пачке отдельно по каждому кандидату
- C рассортированными бюллетенями под контролем членов участковой комиссии с правом решающего голоса вправе визуально ознакомиться наблюдатели, а члены участковой комиссии с правом совещательного голоса вправе убедиться в правильности проведенного подсчета.
- Проверка контрольных соотношений данных, внесенных в протокол об итогах голосования.
- Рассортированные бюллетени упаковываются в отдельные пачки, а пачки — в мешки или коробки.
Особенности сортировки бюллетеней по голосамПравить
При сортировке бюллетеней члены участковой комиссии с правом решающего голоса оглашают содержащиеся в каждом из них отметки избирателя (участника референдума) и представляют бюллетени для визуального контроля всем лицам, присутствующим при непосредственном подсчете голосов.
Одновременное оглашение содержания двух и более бюллетеней не допускается. 14)
При проведении выборов по многомандатным избирательным округам и наличии у избирателя более одного голоса сортировка бюллетеней, поданных за каждого из кандидатов, не производится. Содержащиеся в каждом из бюллетеней отметки избирателя оглашаются с представлением бюллетеня для визуального контроля всем лицам, присутствующим при непосредственном подсчете голосов. Одновременное оглашение содержания двух и более бюллетеней не допускается. После оглашения данные, содержащиеся в бюллетене, заносятся в специальную таблицу, содержащую фамилии всех кандидатов, внесенных в бюллетень, и суммируются. 15)
Особенности подсчёта бюллетенейПравить
Бюллетени подсчитываются путём перекладывания их по одному из одной части пачки в другую таким образом, чтобы лица, присутствующие при подсчете, могли увидеть отметку избирателя.
Одновременный подсчет бюллетеней из разных пачек не допускается.
Особенности проверки контрольных соотношений данных, внесенных в протокол об итогах голосованияПравить
Если контрольные соотношения не выполняются, участковая комиссия принимает решение о дополнительном подсчёте по всем или отдельным строкам протокола об итогах голосования, в том числе о дополнительном подсчете бюллетеней.
Если в результате дополнительного подсчета контрольные соотношения не выполняются вновь, участковая комиссия составляет соответствующий акт.
Если в результате дополнительного подсчета необходимо внести изменения в протокол об итогах голосования, заполняется новый бланк протокола, а в его увеличенную форму вносятся соответствующие исправления.
Технические средства подсчёта голосовПравить
Простейшие технические средства подсчета голосов — сканеры избирательных бюллетеней использовались в экспериментальном режиме при проведении выборов с 1996 года. Однако они имели множество недостатков.
Центральная избирательная комиссия Российской Федерации в 2001 году объявила конкурс для определения организации-исполнителя работ по разработке комплекса обработки избирательных бюллетеней (КОИБ). По его итогам победителем стало ОАО «ЛОМО». С организацией был заключен договор на опытно-конструкторские работы, производство и поставку комплексов обработки избирательных бюллетеней.
Перспективным направлением автоматизации голосования является также внедрение устройств для сенсорного голосования (УСГ). Кроме этого, участки с обычной урной для голосования должны быть в перспективе оборудованы автоматизированным рабочим местом (АРМ) для немедленной передачи протоколов в территориальные избирательные комиссии.
Особенности подсчёта голосов в РоссииПравить
- Членам комиссии с правом решающего голоса, кроме председателя (заместителя председателя) и секретаря комиссии, запрещается при подсчете голосов пользоваться письменными принадлежностями (п. 10).
Данная норма введена для того, чтобы исключить возможность проставления членами участковой комиссии каких-либо знаков на бюллетенях во время их подсчёта. - Итогом практически каждого действия при подсчёте голосов должно становится внесение членами участковой комиссии с правом решающего голоса установленных данных (в числовом выражении) в соответствующую строку протокола об итогах голосования и его увеличенной формы.
- Если число бюллетеней установленной формы, обнаруженных в переносном ящике для голосования, больше количества заявлений избирателей, участников референдума, содержащих отметку о числе полученных бюллетеней, все бюллетени, находившиеся в данном переносном ящике для голосования признаются недействительными (п. 12).
Если же число обнаруженных в ящике бюллетеней окажется меньше, чем было выдано, то все они являются действительными. - При сортировке бюллетеней по голосам нередко возникают сомнения в определении волеизъявления граждан. В таком случае этот бюллетень откладывается в отдельную пачку. По окончании сортировки участковая комиссия решает вопрос о действительности сомнительных бюллетеней путём голосования.
Нарушения при подсчёте голосов в РоссииПравить
Наблюдателями на выборах федерального и местного значения нередко фиксируются нарушения при подсчёте голосов и неиспользованных бюллетеней. Так, наблюдателями указывались следующие нарушения законодательства, многие из которых могли способствовать искажению результатов выборов:
- ФЗ от 12 июня 2002 N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» на сайте ЦИК РФ
- ФЗ от 12 июня 2002 N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» на сайте КонсультантПлюс
- Сергей Шпилькин. Статистическое исследование результатов российских выборов 2007—2009 гг. // Троицкий вариант — Наука. — 2009. — № 40 (27 октября). — С. 2.
Лидирует правящая партия, новичкам везет
К 12:30 в Центризбиркоме посчитали 90% итоговых протоколов. Из 14 партий, боровшихся за прохождение в федеральный парламент, проходной барьер в 5% на данный момент преодолевают пять. «Единая Россия», КПРФ, ЛДПР, «Справедливая Россия — За правду» подтвердили свое право представлять интересы граждан страны в Госдуме. Главной новостью выборов стал результат партии «Новые люди» — молодая политическая сила впервые участвовала в большой парламентской гонке и заняла пятое место.
Предварительные результаты выборов в Госдуму по спискам партий (обработаны 90,59% итоговых протоколов участковых избирательных комиссий):
- — «Единая Россия» — 49,47%
- — КПРФ — 19,41%
- — ЛДПР — 7,50%
- — «Справедливая Россия — За правду» — 7,37%
- — «Новые люди» — 5,42%
- — Партия пенсионеров — 2,51%
- — «Зеленые» — 0,91%
- — Российская партия свободы и справедливости — 0,76%
- — «Родина» — 0,77%
- — «Зеленая альтернатива» — 0,63%
- — Партия Роста — 0,47%
- — «Гражданская платформа» — 0,15%
Напомним, что по спискам распределяются 225 депутатских мандатов. Еще 225 — по одномандатным округам. И здесь также лидируют представители правящей партии. По предварительным данным, расклад такой: кандидаты от «Единой России» побеждают в 199 одномандатных округах, от КПРФ — в 9 округах, от «Справедливой России — За правду» — в 8. По одному мандату берут представители ЛДПР, «Родины», «Гражданской платформы» и Партии Роста. Еще пять кресел в нижней палате парламента займут самовыдвиженцы.
Люди поддержали действующую власть
Прямые выборы глав регионов состоялись в девяти регионах, везде победу одерживают действующие руководители, которые либо переизбирались на новый срок, либо работали с приставкой врио и избирались впервые.
— Хабаровский край: побеждает врио губернатора Михаил Дегтярев (ЛДПР), набравший 56,81% голосов. Обработаны 100% итоговых протоколов участковых комиссий.
— Белгородская область: побеждает врио губернатора Вячеслав Гладков («Единая Россия») с 78,79% голосов. Обработаны 100% протоколов.
— Пензенская область: побеждает врио губернатора Олег Мельниченко («Единая Россия») — за него отдали голоса 72,38% избирателей. Обработаны 100% протоколов участковых комиссий.
— Республика Тыва: действующий врио главы Владислав Ховалыг («Единая Россия») набирает 86,81% голосов. Обработаны 100% итоговых протоколов.
— Республика Мордовия: врио главы Мордовии Артем Здунов («Единая Россия») набирает 78,35% голосов избирателей. Обработаны 95% протоколов.
— Тверская область: лидирует действующий губернатор Игорь Руденя («Единая Россия») с результатом 53,60%. Обработаны 96,93% итоговых протоколов.
— Ульяновская область: побеждает врио губернатора Ульяновской области Алексей Русских (выдвинут КПРФ), который набирает 83,16%. Обработаны 100% протоколов.
— Чеченская Республика: побеждает действующий глава Рамзан Кадыров («Единая Россия»), он набирает 99,7% голосов. Обработаны 100% протоколов.
— Тульская область: губернатор Алексей Дюмин (самовыдвижение) побеждает с 83,6% голосов. Обработаны 100% протоколов.
Когда ждать эффекта от изменений в Конституции?
По мнению гендиректора «Института региональных проблем», кандидата политических наук Дмитрия Журавлева, голосование по поправкам в Конституцию можно считать вполне легитимным, потому что оно прошло без серьезных нарушений.
«То, что большинство проголосовало за поправки, предполагает не только легитимность голосования, а однозначность результата. Здесь однозначно и очевидно, что страна высказалась за поправки. Далеко не все одобрили, но численное большинство поддержало», – подчеркнул собеседник Москвы 24.
Цифра в 77,92%, а не 99%, как было в советское время, – это лишнее доказательство того, что были прозрачные выборы. У нас же есть регионы, где население высказалось против изменений.
гендиректор «Института региональных проблем»
Журавлев также отметил, что явка на голосование была удивительно большая. Значимую роль в этом сыграло проведение мероприятия в семидневном формате, а также фактор электронного голосования.
«Молодежь у нас традиционно политически активна, но недостаточно дисциплинированна. Она любит пошуметь, но не любит ходить на занудные мероприятия типа выборов. А тут появилась интересная технология голосования. Во-вторых, молодые люди поверили, что их голос учтут, он не потеряется. Поскольку вся молодежь – немного компьютерщики – сам факт электронного голосования убедил в том, что их голос не пропадет», – добавил Журавлев.
По Москве в электроном голосовании приняло участие более миллиона человек. И результаты примерно одинаковые – что в электронном голосовании, что в обычном. Хотя многие предрекали, что электронное будет протестным.
По мнению политолога, после вступления поправок в силу жизнь россиян не поменяется одномоментно, «чуда не произойдет». При этом защита социальных прав людей заметно усилится.
«Социальные поправки дают, во-первых, защиту прав граждан через Конституционный суд. Таким образом, любые нарушения будут контролироваться через него, это сильный факт. Что касается политических поправок, то ключевой является увеличение роли парламента при формировании правительства. Это даст реальное содержание партийной системе», – считает собеседник Москвы 24.
Скорее всего, жизнь не поменяется, а начнет меняться. Все политические аспекты проявят себя позже, социальные – потребуют дополнительной донаводки в законодательстве, в кодексах, но толчок к изменению явно будет осуществлен.
В свою очередь, политолог и официальный представитель Общественного штаба по контролю и наблюдению за общероссийским голосованием в столице Александр Асафов в беседе с Москвой 24 подчеркнул, что жители России уже смогли увидеть изменения, что и помогло им определиться с решением.
«Это и оказанная во время режима повышенной готовности социальная помощь, и правильно расставленные приоритеты госполитики, когда главным является человек, его безопасность и здоровье, а не экономика. Это и внимание к здравоохранению, и уважение к нашей истории, которая подвергается определенному воздействию со стороны западных стран», – пояснил эксперт.
Так получилось, что к нам пришла новая угроза – коронавирус, и стало понятно, что эти изменения нужны. Многие из изменений были применены в качестве экстренных мер, и это показывает, что актуальность поправок выросла многократно. Люди увидели, как это может работать, и поняли важность закрепления изменений в основном законе.
Кроме того, по его словам, эксперты прогнозировали другие явку и результат. Это говорит о том, что настроение россиян сложно просчитать какими-то математическими, статистическими и прочими инструментами, полагает Асафов.
По мнению политолога, российская общественность живо реагирует на актуальные вопросы, это невозможно предсказать. Более того, результаты голосования и большая явка свидетельствуют о «развитии гражданской сознательности в обществе».
- ЦИК примет постановление по итогам голосования по поправкам в Конституцию 3 июля
- В Кремле прокомментировали итоги голосования в НАО и Архангельской области
Подтвердили доверие
По итогам прошлого года «единороссы» отмечали, что результат партии в ряде случаев был неудовлетворительным. Однако в этом году, по оценке секретаря генсовета партии Андрея Турчака, «Единая Россия» восстановила позиции в тех регионах, где годом ранее выступила недостаточно успешно. В целом же «Единая Россия» получает большинство мандатов в 11 законодательных собраниях из 12, на выборы в которые выдвигала своих кандидатов. Из 16 победивших на выборах губернаторов, 10 были выдвинуты «Единой Россией», а шесть — шли на выборы при поддержке этой партии.
Губернаторские выборы во всех 16 субъектах Российской Федерации прошли в один тур
Как заявил лидер партии, премьер-министр Дмитрий Медведев, на муниципальных выборах партия получила порядка 85 процентов мандатов. «Это свидетельствует о доверии наших граждан. По многим регионам представительство наша партия улучшила», — констатировал председатель ЕР. При этом он считает нужным проанализировать практику участия кандидатов от партии в качестве самовыдвиженцев. «Надо все взвесить, уроки извлечь и из этой истории, — считает премьер. — Может быть, нам и не нужно подобную модель использовать, потому что она вряд ли нам что-то добавляет, но вот что отнимает в таких случаях — это точно».
В целом партия «в хорошей форме входит в финишный цикл по подготовке к выборам депутатов Государственной Думы, которые пройдут в 2021 году», — заявил на брифинге секретарь генсовета ЕР Андрей Турчак. Результат партии на прошедших выборах создает условия для развития регионов и «стабильности политической системы», подчеркнул он. Итоги единого дня голосования дают прекрасную возможность для анализа ситуации и определенных выводов на будущее, заявил пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков, комментируя результат «Единой России» на прошедших выборах в различные органы власти. Он подчеркнул, что партия в подавляющем большинстве мест выиграла.
ЕР вступала в довольно сложную борьбу с оппонентами — особенно на муниципальном уровне, отметил Алексей Мухин. Но в целом удержала и даже укрепила позиции, считает он. Это позволит партии «с большим тонусом» готовится к следующим выборам в Госдуму, которые состоятся в 2021 году. Политолог также заявил, что протестные акции, которые имели место до выборов, даже оказались на руку партии власти. То есть сыграли мобилизирующую роль для электората, который отнесся к незаконным акциям отрицательно.
Гораздо большее влияние на уровень поддержки правящей партии сыграли ожидания населения от нацпроектов, считает политолог Дмитрий Фетисов. От них ждут ощутимых положительных результатов, заявил он «РГ».
Малые тоже не промах
Говоря о тенденциях выборов, Элла Памфилова также отметила активность самовыдвиженцев во всех кампаниях (впрочем, многие из них шли на выборы при поддержке партий), а также высокий уровень участия непарламентских партий, которые иногда составляли хорошую конкуренцию парламентским «коллегам». Глава ЦИК назвала это «хорошим сигналом». «Малые партии буквально наступают на пятки, активно завоевывают представительство в органах власти, — сказала она. — Результаты показывают, что нет монополии в законодательных органах в тех регионах, где были выборы. И это хорошо, это нормальный процесс развития политической системы». Памфилова добавила, что те, «кто понимает запрос общества, те и идут вверх».
Впрочем, «наступание на пятки» не привело к существенным изменениям в расстановке сил. Доля малых партий от общего числа избранных депутатов выглядит пока не слишком убедительно. Самой успешной непарламентской партией стали «Патриоты России» — 0,36%. Также результатов выше 0,1% добились еще несколько партий. Зато одним из итогов Единого дня голосования стало получение или «продление» «парламентской квоты» несколькими партиями. А именно 13 из них будут освобождены от сбора подписей на следующих выборах в Госдуму, рассказал журналистам член ЦИК Евгений Шевченко.
По результатам выборов пятипроцентный барьер преодолели 5 партий: «Единая Россия» — 49,82 % , КПРФ — 18,93 %, ЛДПР — 7,55 %, «Справедливая Россия — Патриоты — За правду» — 7,46 %, «Новые люди» — 5,32 %. «Единая Россия» сохранила конституционное большинство, получив 324 места
Сколько мест в Государственной Думе Выборы проходят по смешанной системе, при которой половина депутатского корпуса (225 мандатов) получают места по спискам партий, другая половина (225 мандатов) — по одномандатным округам
Голоса, отданные за партии, не прошедшие в парламент, пропорционально распределяются между другими партиями
В случае совмещения выборов разных уровней в первую очередь осуществляется подсчет голосов по выборам в федеральные органы государственной власти, затем — в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, затем — в органы местного самоуправления (п