Праймериз бывают открытыми, когда голосовать может любой, и закрытыми, когда право голоса имеют только члены партии, проводящей предварительные выборы. Кроме того, существует множество промежуточных вариантов. Иногда между двумя кандидатами, набравшими наибольшее количество голосов, устраивается второй тур.
Праймериз особенно часто используются в США, реже в других странах.
С 23 по 29 мая пройдет предварительное голосование партии «Единая Россия». По его итогам будут выбраны кандидаты для участия в выборах в Кировскую городскую Думу от «Единой России.
— На портале предварительного голосования предусмотрена авторизация через портал госуслуг, что обеспечивает максимально честную и прозрачную процедуру голосования, — отметил руководитель Кировского регионального исполнительного комитета партии «Единая Россия» Роман Зяблых. — Процедура аналогична очному голосованию, когда избиратель предъявляет паспорт на избирательном участке в подтверждение своей регистрации на территории данного участка. Голосование является анонимным: отследить, за кого из кандидатов вы проголосовали, невозможно. Сохранность персональных данных гарантирована.
На сайте предварительного голосования можно также узнать всю информацию о кандидатах – их 182. Таким образом, на одно место претендуют 5 человек. Среди зарегистрированных участников есть действующие депутаты – 8 человек.
Кандидатами предварительного голосования являются не только члены партии «Единая Россия», но и её сторонники, и беспартийные. В предварительном голосовании активно участвует и молодежь – 36% от числа претендентов.
Предварительное голосование будет идти в течение недели – с 23 по 29 мая. 31 мая оргкомитет подведет итоги и озвучит имена победителей, которые представят партию на осенних выборах.
Почти половина регионов проведут праймериз «Единой России» в смешанном формате, когда помимо электронного голосования будет доступно и традиционное. Первоначально предполагалось, что смешанная модель будет применяться лишь в исключительных случаях. На заседании оргкомитета праймериз во вторник единороссы поясняли, что многие люди в силу привычки предпочитают голосовать бумажным бюллетенем и нельзя лишать их этой возможности. Источник “Ъ” отмечает, что уровень развития интернета во многих регионах пока просто не позволяет охватить онлайн-голосованием большинство потенциальных избирателей.
42 из 85 российских регионов проведут праймериз «Единой России» (ЕР) по смешанной модели, совмещая онлайн- и офлайн-форматы. Об этом стало известно 30 марта на заседании федерального оргкомитета по проведению праймериз. Еще в октябре 2020 года единороссы допускали, что голосование по отбору кандидатов в Госдуму из-за пандемии пройдет полностью в электронном виде. Но к марту 2021 года после внутрипартийных дискуссий в ЕР пришли к выводу, что некоторым регионам можно дать возможность голосовать и традиционным способом — на участках, хотя электронный формат должен быть основным.
Секретарь генсовета ЕР Андрей Турчак предполагал, что в электронном виде предварительное голосование проведут 90% регионов. В положении о праймериз было зафиксировано, что для перехода к смешанной модели региональный оргкомитет должен отправить соответствующее предложение в федеральный, который и примет окончательное решение. Но как выяснилось, таких предложений поступило 42, и оргкомитет не стал никому отказывать.
«Более половины, 43 региона, будут проводить исключительно в электронном виде»,— все же подчеркнул небольшой перевес онлайн-формата заместитель руководителя исполкома ЕР Максим Жаворонков на заседании во вторник.
Среди регионов, добившихся смешанного формата, 13 республик (включая весь Северный Кавказ, кроме Северной Осетии, а также Башкирию, Крым и Татарстан), пять краев (в том числе Краснодарский, Приморский и Ставропольский), 19 областей (включая Ленинградскую, Московскую, Самарскую и Тюменскую), Ненецкий, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа, а также Севастополь и Еврейская автономная область.
Праймериз «Единой России» к выборам в Госдуму 2021 года могут пройти исключительно в электронной форме. О такой вероятности рассказали источники “Ъ” в партии власти. По их словам, все будет зависеть от эпидемиологической обстановки, которая может не нормализоваться и к следующей весне. Одни собеседники “Ъ” считают, что в таком формате избирателей легче подкупить подарками, а смысл предварительных выборов как досрочного старта думской кампании теряется. Другие возражают, что именно онлайн-праймериз позволяют кандидатам получить актуальную базу своих сторонников, а все злоупотребления нивелируются активным участием избирателей в голосовании.
Предварительное голосование (праймериз) — специальная избирательная процедура, которую ЕР проводит перед каждыми выборами для первичного отбора кандидатов. Согласно уставу партии, проведение праймериз является обязательным.
«Единая Россия» (ЕР) может провести свои праймериз перед выборами в Госдуму-2021 онлайн, рассказал “Ъ” источник, близкий к администрации президента (АП). По его словам, в регионах уже в курсе, что предварительное голосование пройдет либо полностью в электронном, либо в смешанном форматах. Два источника “Ъ”, близких к руководству ЕР, подтвердили, что такой сценарий обсуждается, но решения пока нет. По словам одного из них, окончательный выбор зависит от эпидемиологической обстановки, по которой до сих пор нет ясности, хотя праймериз намечены только на будущую весну. Перед выборами 2016 года они состоялись в мае, а в 2021 году, по словам источника “Ъ”, близкого к АП, могут пройти в апреле.
«Мы не знаем, как будет складываться эпидемиологическая ситуация дальше. А предварительный отбор кандидатов через праймериз для нас важен. Мы должны быть уверены, что сможем провести процедуру полностью онлайн»,— пояснил “Ъ” замсекретаря генсовета ЕР Сергей Перминов.
Ранее он сообщил «РИА Новости», что возможность проведения в ходе праймериз электронного голосования будет доступна по всей стране.
Лидер московского отделения ЕР Андрей Метельский не подтверждает решение о проведении праймериз онлайн, но и проблем с его реализацией не видит. «В этом нет ничего такого, как бы шокирующе ни звучало. Так уж получается в связи с пандемией коронавируса, что это приходится делать ради здоровья людей и максимальной безопасности. Я думаю, что члены партии и наши избиратели в этом вопросе нас поймут. Все-таки на дворе XXI век»,— заявил господин Метельский “Ъ”.
Примерное время чтения: 2 минуты
«Единая Россия» завершила предварительное голосование
Екатеринбург, 31 мая — АиФ-Урал. В Свердловской области приняли участие в качестве избирателей более 45 тысяч человек. Всего по стране на участие в процедуре в качестве избирателей зарегистрировались 2,2 миллиона человек. Предварительные результаты можно посмотреть на сайте PG. Активность кандидатов и избирателей на предварительном голосовании говорит о росте интереса граждан к выборам, отметил Председатель партии Дмитрий Медведев. «Это ежегодное событие имеет для нас очень большое значение. Мы видим, что внимание к такому голосованию огромное. Конкуренция кандидатов, будь то региональные парламенты или главы городов, составляла в среднем 6 человек на место. Такая активность очень важна», — сказал он, отметив, что количество жалоб в ходе процедуры сократилось, она стала прозрачной и понятной. Он также подчеркнул, что «Единая Россия» продолжает курс на обновление. «Среди кандидатов, за которых голосовали граждане, лишь 15% имеют статус депутата. Треть выдвинутых участников – молодые люди до 35 лет. Их энергия, инициатива, работоспособность особенно востребованы. Сегодня кандидаты от партии прошли первую проверку. Уверен, этот опыт будет для них очень полезен. «Единая Россия» остается верна своим принципам – выдвигать кандидатов на основе мнения граждан. Это решающий аргумент. И от этих стандартов выборной кампании мы не будем отходить ни при каких обстоятельствах», — отметил Дмитрий Медведев. Секретарь Генсовета Андрей Турчак подчеркнул, что процедура электронного голосования дошла до своего совершенства. «По количеству жалоб, зафиксированных нарушений, эта кампания характеризуется их минимальным количеством. Это говорит о том, что процедура предварительного голосования дошла до своего совершенства. Ни у одного участника нет никаких оснований ставить ее под сомнение. Очень рад видеть новые лица и хотел бы пожелать тем, кто по результатам подсчета голосов будет представлять нашу партию на выборах в сентябре, победы», – сказал он. Руководитель регионального исполкома Свердловского отделения «Единой России» Дмитрий Жуков сообщил, что на Среднем Урале во время предварительного голосования жалоб на процедуру не зафиксировано. «За время предварительного голосования в оргкомитет или в региональный исполком не поступило ни одной жалобы. Сразу после окончания голосования 29 мая была запущена процедура подсчета голосов и уже к утру 30 мая предварительные результаты уже можно посмотреть на сайте PG. Несмотря на то, что у нас в области могли принять участие только жители восьми городов, итоговая явка показывает интерес у жителей к партийному отбору кандидатов», — сообщил он. Окончательные результаты предварительного голосования будут подведены оргкомитетом 31 мая. Победители представят партию на выборах осенью.
Предварительные выборы и их виды
Праймериз (англ. primary elections) – это предварительные внутрипартийные выборы единого кандидата от политической партии.
Избранный кандидат, по мнению большинства партии, является представителем данной политической силы на основных выборах.
Внутрипартийные выборы необходимы для:
- определения кандидата с наибольшей популярностью у электората;
- того, чтобы кандидаты от одной партии не делили между собой голоса.
Проигравшие кандидаты на внутрипартийных выборах, имеют право выдвигать свою кандидатуру, как независимый кандидат, но уже без поддержки партии.
Существуют два вида внутрипартийных выборов:
- открытые выборы – это выборы, в которых правом голосовать обладает каждый желающий;
- закрытые выборы – это выборы, в которых правом голоса обладают только члены этой партии.
Существуют и другие варианты промежуточных выборов. В случае, если оба кандидата наберут равное наибольшее количество голосов, проводится второй тур выборов с участием этих двух кандидатов.
Внутрипартийные выборы в РФ
В России впервые в истории праймериз (внутрипартийные выборы) использовала партия «Союз правых сил» и «Яблоко», перед выборами губернатора Санкт-Петербурга граждане провели предварительное голосование за кандидата на пост губернатора от демократов, при этом предварительно договорившись между собой, что тот, кто наберет меньше голосов, снимет свою кандидатуру на основных выборах.
Партия «Единая Россия» в 2007 г. неудачно опробовала праймериз в регионах. Так, как его результаты практически не учитывались на основных выборах при выдвижении кандидатов, «Единая Россия» выдвинула тех кандидатов, которые вовсе не участвовали в предварительных выборах.
«Справедливая Россия» в 2007 году решила провести предварительные внутрипартийные открытые выборы для выбора кандидата на пост губернатора Алтайского края. Для обеспечения открытости выбора «Справедливая Россия» организовала специальные пункты, где мог проголосовать каждый желающий. Но в дальнейшем эта партия не применяла праймериз в своей деятельности.
В 2011 году закрытый праймериз был проведен внутри коалиции общественных организаций, т. Общероссийским фондом (ОНФ) и «Единой Россией» перед выборами в
Государственную думу. Так называемый «Общенародный праймериз» не соответствовал своему названию, так как кандидатов отбирали специально созданные комитеты. Правом голоса обладали только специально отобранные для этого выборщики в количестве 200 тыс. человек. Соответственно, эти выборы не оказали никакого влияния на течение избирательной компании в 2011 г. в Государственную думу. Из 80 реестров групп регионов кандидатов в депутаты Госдумы, выдвинутый съездом «Единой России», совпали лишь 8 списков со списками лидеров голосования
«Общенародного праймериз». Стоит отметить, что некоторый отсев кандидатов во время праймериза все же происходил, но только в том случае, если кандидат замечает отсутствие поддержки, сам снимал кандидатуру.
«Единая Россия» — одна из немногих партий, которая иногда применяет открытую модель предварительных выборов в своей деятельности.
Так же «Единая Россия» в 2014 году провела праймериз открытого вида перед основными выборами в Московскую Думу. Правом голоса обладали все желающие принять участие, а не только те выборщики, которые зарегистрированы.
В 2016 году праймериз использовали в своей деятельности четыре партии:
- «ПАРНАС (Волна Перемен)»;
- «Единая Россия»;
- «Альянс зеленых»;
- «Партия Роста (Трибуна Роста)».
Самыми масштабными внутрипартийными выборами был праймериз «Единой России», состоявшийся 22 мая 2016 года и организованный в открытой форме. Однако его результаты не стали обязательными для руководства партии: большинство лидеров предварительного голосования были отстранены руководством от избирательной кампании в основных выборах, без объяснений, а по 18 округам вообще не стали выдвигать своих кандидатов на праймериз. Однако, в основных выборах от партии были выдвинуты кандидаты во всех округах по списку лидера партии «Единая Россия» Д. Медведева из числа членов партии, не участвующих в праймериз.
Подобный метод выдвижения кандидатов из проигравших внутрипартийные предварительные выборы решением, которое выносит руководство партии, применяет так же, как «Единая Россия» и партия «Яблоко».
Пред выборами мэра Москвы в 2018 г. Партия «Яблоко» провело праймериз, в результате его победителем стал Яков Якубович, впоследствии снявший свою кандидатуру и передавший свой процент голосов Сергею Митрохину. Но руководство «Яблоко» на основные выборы мэра Москвы выдвинуло кандидата, занявшего 4 место на праймериз. Но Митрохин пытался оспорить это решение, он баллотировался от московского отделения партии, в результате «Яблоко» не выдвигало своих кандидатов на рассмотренных выборах.
Праймериз в различных странах
Чаще всего внутрипартийные выборы используют в Соединенных Штатах Америки.
Первый праймериз был проведен в 1981 году в Соединенных Штатах Америки. Штат Флорида первый принял закон о внутрипартийных выборах в 1901 году. Раньше кандидаты отбирались кулуарно либо на съездах или на совещаниях. После Первой мировой войны праймериз проводился только в девяти штатах, но спустя время внутрипартийные выборы стали проводится практически во всех штатах.
Однако в разных штатах методы и схемы подсчета голосов отличатся друг от друга. В северных штатах по традиции победителем считается тот кандидат, который набрал арифметически большее количество голосов. В штатах, расположенных на Юге, рассматривают разрыв голосов между лидерами голосования. Также, в некоторых штатах Америки применяется другой вид предварительного голосования (конференция, референдум).
Проведение внутрипартийных предварительных выборов проводятся во многих стран Европы и Латинской Америки. Например, в Аргентине и Уругвае внутрипартийные выборы строго обязательны для всех партий, при этом для граждан это голосование также обязательно и отказ от участия в голосовании приводит к штрафу.
Наблюдатель
Материал из Справочника наблюдателя
Слово «наблюдатель» часто используется в широком смысле, для обозначения различных категорий участников наблюдения. Формально же термин «наблюдатель» относится к одному конкретному статусу участников наблюдения, порядок назначения которых устанавливается в статье 30 Федерального закона от 12. 2002 № 67−ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Следует иметь в виду, что иностранные (международные) наблюдатели также не являются наблюдателями в формальном смысле.
Определение наблюдателя содержится в пункте 42 статьи 2 закона:
42) наблюдатель — гражданин Российской Федерации, уполномоченный осуществлять наблюдение за проведением голосования, подсчетом голосов и иной деятельностью комиссии в период проведения голосования, установления его итогов, определения результатов выборов, референдума, включая деятельность комиссии по проверке правильности установления итогов голосования и определения результатов выборов, референдума;
Право на наблюдение является составляющей избирательных прав граждан (пункт 28 статьи 2)
28) избирательные права граждан — конституционное право граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также право участвовать в выдвижении кандидатов, списков кандидатов, в предвыборной агитации, в наблюдении за проведением выборов, работой избирательных комиссий, включая установление итогов голосования и определение результатов выборов, в других избирательных действиях в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации;
Кто может быть наблюдателем[]
Подробнее см. отдельную статью Ограничения статусов участников наблюдения
Ограничения, установленные для назначения наблюдателя, сводятся к следующим:
- он должен быть гражданином России (пункт 42 статьи 2);
- он должен быть совершеннолетним (пункт 1 статьи 4);
- на региональных и местных выборах он должен обладать активным избирательным правом в соответствующем субъекте Российской Федерации (пункт 4 статьи 30)
- выборным должностным лицом, депутатом, высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации, главой местной администрации,
- судьей,
- прокурором,
Следует отметить, что нет однозначного ответа на вопрос, могут ли быть наблюдателями граждане Российской Федерации, включенные в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента: пункт 6 статьи 3 закона декларирует запрет для «иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента», участвовать в избирательных кампаниях, кампаниях референдума. Однако в конкретных требованиях, предъявляемых к наблюдателям, такого ограничения нет (не установлен такой запрет и для членов комиссий, и для доверенных лиц кандидатов, а для самих кандидатов явно рассматривается ситуация, когда кандидат обладает подобным статусом).
Кто может назначить наблюдателя[]
Наблюдатель может быть назначен:
- кандидатом,
- избирательным объединением, выдвинувшим кандидата,
- избирательным объединением, выдвинувшим список кандидатов,
- иными общественными объединениями, если это предусмотрено законом о конкретных выборах,
- федеральной и региональными общественными палатами.
Порядок назначения наблюдателя[]
Кандидаты (избирательные объединения), назначившие наблюдателя, выдают им направления (содержащие ту же информацию, что и список), которые должны предъявляться наблюдателем в день голосования (досрочного голосования) или накануне.
Хотя количество наблюдателей, назначаемых кандидатами и объединениями, может составлять до трех человек на один день голосования, однако в помещении для голосования одновременно может находиться только один наблюдатель от каждого субъекта. Назначение нескольких наблюдателей может быть удобно, например, для сопровождения переносного ящика для голосования.
Документы ЦИК (разъяснения о порядке работы со списками наблюдателей, издаваемые к каждому дню голосования) предусматривают возможность назначения резервных наблюдателей, а также назначение без предварительного уведомления в тех случаях, когда избирательный участок образуется в последние дни перед днем голосования.
Срок полномочий наблюдателя[]
В отличие от других категорий участников наблюдения, период полномочий наблюдателя в участковой комиссии весьма краток: с момента начала работы участковой комиссии в день голосования (а также в дни досрочного голосования) и до получения сообщения о принятии вышестоящей комиссией протокола об итогах голосования; кроме того, полномочия наблюдателя возобновляются при повторном подсчете голосов избирателей.
При назначении наблюдателей в территориальную или иную комиссию полномочия действуют в период досрочного голосования и в период подсчет до окончания составления итогового протокола (определения результата выборов) на соответствующей территории.
Права наблюдателя[]
Основные права наблюдателя изложены в пункте 9 статьи 30 Федерального закона от 12. 2002 № 67−ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»
а) знакомиться со списками избирателей, участников референдума, в том числе составленными в электронном виде, реестром выдачи открепительных удостоверений, находящимися в комиссии открепительными удостоверениями, реестром заявлений (обращений) о голосовании вне помещения для голосования;
б) находиться в помещении для голосования соответствующего избирательного участка, участка референдума в день голосования, а также в дни досрочного голосования в любое время в период, указанный в пункте 3 настоящей статьи;
б1) наблюдать за выдачей бюллетеней избирателям, участникам референдума;
в) присутствовать при голосовании избирателей, участников референдума вне помещения для голосования;
г) наблюдать за подсчетом числа граждан, внесенных в списки избирателей, участников референдума, бюллетеней, выданных избирателям, участникам референдума, погашенных бюллетеней; наблюдать за подсчетом голосов избирателей, участников референдума на избирательном участке, участке референдума на расстоянии и в условиях, обеспечивающих им обозримость содержащихся в бюллетенях отметок избирателей, участников референдума; знакомиться с любым заполненным или незаполненным бюллетенем при подсчете голосов избирателей, участников референдума; наблюдать за составлением комиссией протокола об итогах голосования и иных документов в период, указанный в пункте 3 настоящей статьи;
д) обращаться к председателю участковой комиссии, а в случае его отсутствия к лицу, его замещающему, с предложениями и замечаниями по вопросам организации голосования;
е) знакомиться с протоколами соответствующей комиссии, нижестоящих комиссий об итогах голосования, о результатах выборов, референдума и приложенными к ним документами, получать от соответствующей комиссии заверенные копии указанных протоколов;
ж) носить нагрудный знак с обозначением своего статуса и указанием своих фамилии, имени и отчества, а также фамилии, имени и отчества зарегистрированного кандидата или наименования избирательного объединения, общественного объединения, субъекта общественного контроля, направивших наблюдателя в комиссию. Законом может быть предусмотрено, что форма нагрудного знака устанавливается комиссией, организующей выборы, референдум;
з) обжаловать в порядке, установленном статьей 75 настоящего Федерального закона, действия (бездействие) комиссии в вышестоящую комиссию, избирательную комиссию субъекта Российской Федерации, Центральную избирательную комиссию Российской Федерации или в суд;
и) присутствовать при повторном подсчете голосов избирателей, участников референдума в соответствующих комиссиях;
к) производить в помещении для голосования (с того места, которое определено председателем участковой комиссии) фото- и (или) видеосъемку, предварительно уведомив об этом председателя, заместителя председателя или секретаря участковой комиссии.
При проведении досрочного голосования наблюдатель вправе по желанию ставить свою подпись на месте заклейки конверта (пункт 8 статьи 65), а в день основного голосования — присутствовать при оглашении сведений о досрочном голосовании и знакомиться с конвертами (пункт 13 статьи 65).
В ходе подсчета голосов избирателей наблюдатели вправе знакомиться со списком избирателей после окончания подсчетов по списку (абзац 14 пункта 6 статьи 68), а также с рассортированными бюллетенями после их подсчета (пункт 21 статьи 68).
Если проводилось досрочное голосование, то наблюдатель вправе потребовать проведения отдельного подсчета голосов досрочно проголосовавших избирателей, если их было более 1% и не менее 10 человек (пункт 16 статьи 68).
Наблюдатели вправе поставить свои подписи на мешках (коробках), в которые упаковываются пачки бюллетеней, списки избирателей и прочая избирательная документация (пункт 23 статьи 68).
Наблюдатели вправе получить заверенную копию первого экземпляра протокола (пункт 29 статьи 68) и присутствовать при передаче протокола в вышестоящую комиссию (пункт 30 статьи 68).
Наблюдатели вправе знакомиться с любой информацией, вводимой в ГАС «Выборы» и выводимой из нее в связи с установлением итогов голосования, определением результатов выборов, референдума (пункт 3 статьи 74).
- В соответствии с п. 3 ст. 29 ФЗГ под непосредственным подчинением понимаются служебные отношения, при которых руководитель обладает в отношении подчиненного властно-распорядительными полномочиями, то есть имеет право приема на работу и увольнения подчиненного или в пределах должностных полномочий вправе отдавать ему приказы, распоряжения и указания, обязательные для исполнения, поощрять и применять дисциплинарные взыскания. Таким образом, как правило, в терминах данного закона непосредственными подчиненными являются сотрудники организации не только по отношению к своему непосредственному руководству (начальникам подразделений), но и по отношению к руководству организации в целом (руководству юридического лица), поскольку полномочия на заключение трудовых договоров даже с сотрудниками самого нижнего уровня принадлежат руководству организации.
- По мнению Санкт-Петербургской избирательной комиссии, это ограничение распространяется на членов лишь тех комиссий, которые в день наблюдения участвуют в проведении голосования.
- См. Список наблюдателей (общий), Список наблюдателей для одной комиссии (для ТИК или отдельных УИК).
Как единороссы хотели увести избирателей в интернет
Партийцев поддержал и член Совета по правам человека (СПЧ), IT-предприниматель Игорь Ашманов. «Те, кто не хочет голосовать в электронной форме, это не какие-то замшелые луддиты и так далее. Вообще говоря, право отказаться от цифровой жизни — это исходное право человека,— с жаром настаивал господин Ашманов. — По разным причинам: нет денег, электронного устройства или еще почему.
Это право надо воспринимать как естественное право. Это базовое право не ходить в электронный мир».
Господину Карелину настолько понравилась эта формулировка, что в разговоре с “Ъ” он отрекся от своих же слов о стереотипах и предпочел использовать именно аргументы члена СПЧ: «Это не только технические возможности. Это еще у людей есть не стереотипы, как я сказал, а осознанная позиция: мы хотим голосовать по старинке, в привычной форме».
Как единороссы добавят своим праймериз легитимности
Источник, знакомый с ходом обсуждения темы праймериз, подтвердил “Ъ”, что в ЕР планировали более масштабное применение онлайн-формата. А чтобы убедить федеральное руководство в обратном, регионам надо было доказать, что чисто электронная модель не подходит по одной из трех причин или их совокупности: демография (возрастная структура населения и соотношение сельских и городских жителей), устойчивость интернет-покрытия, степень распространенности сервиса «Госуслуги».
«Надо было на цифрах показать, что, например, в таком-то муниципалитете столько-то аккаунтов, из них столько-то подтвержденных и столько-то активных. Но в некоторых регионах действительно проблемы с онлайн-сервисами. Где-то даже задания школьникам для дистанционного обучения привозит почтальон»,— рассказал собеседник “Ъ”.
Напомним, что регистрация на праймериз ЕР стартовала 15 марта и продлится до 29 апреля. Всего на предварительные выборы по состоянию на утро 30 марта заявился 641 человек, 400 из них уже зарегистрированы, 95 получили отказ по разным основаниям.
США
- Президентские праймериз в США — институт первичных президентских выборов, Лентапедия.
- Kendall, Kathleen E. Communication in the Presidential Primaries: Candidates and the Media, 1912—2000 (2000)
- Primaries: Open and Closed
- Palmer, Niall A. The New Hampshire Primary and the American Electoral Process (1997)
Выборы и предвыборные кампании
Институт выборовПрямые выборы / Непрямые выборы • Альтернативные выборы / Безальтернативные выборы • Конкурентные выборы / Неконкурентные выборы • Выборы по жребию • Референдум • Критика института выборов
Уровень выборовОбщенациональные выборы (Парламентские выборы • Президентские выборы) • Региональные выборы • Муниципальные выборы
Избирательные системыИзбирательные системы простого большинства • Пропорциональные • Смешанные • Метод Шульце • Одобрительное голосование
Избирательная кампанияКалендарь выборов • Праймериз • Выдвижение кандидатов • Регистрация кандидатов • Агитационный период • Повторное голосование • Повторные выборы • Досрочные выборы • Кандидаты • Избирательный фонд • Избирательный залог • Политическое консультирование • Предвыборная агитация (Встреча с избирателями • Предвыборные обещания) • Избирательный штаб • Избирательное объединение • Избирательный блок • Партийный список • Паровоз • Избирательная комиссия • День тишины
ГолосованиеДосрочное голосование • Открепительное удостоверение • День голосования • Единый день голосования • Эксит-полл • Подсчёт голосов • Процентный барьер • Открытое голосование • Тайное голосование • Воздержание • Испорченный бюллетень • Протестный голос • Явка избирателей • Бойкот • Голосование ногами • Электронное голосование • Интернет-выборы • Избирательный процесс • Кабина для голосования • Урна • Избирательный бюллетень • Против всех
Избирательное правоОбъективное • Субъективное (активное, пассивное)
Электоральная географияИзбирательный округ • Избирательный участок • Джерримендеринг • Гнилые местечки
Нарушения на выборахВброс бюллетеней • Использование административного ресурса • Карусель • Манипуляция общественным мнением • Подкуп избирателей • Фальсификация итогов голосования • Фотографирование бюллетеня
ПсефологияАбсентеизм • Представительная демократия • Парадокс Кондорсе • Теорема Эрроу
Кремль надеется на победу своих кандидатов в Госдуму в 210 из 225 округов
Источник “Ъ”, близкий к руководству ЕР, считает, что такой формат праймериз возможен только при обеспечении явки избирателей на уровне минимум 10%. ЕР уже проводила полностью электронные праймериз перед региональными выборами 2020 года: они проходили с 25 по 31 мая, а для участия в них требовалась регистрация на портале госуслуг. Итоговая явка тогда составила 4,65% от общего числа избирателей, тогда как при обычном голосовании она обычно достигает 9%. Впрочем, Сергей Перминов напомнил “Ъ”, что праймериз — это сугубо внутрипартийная процедура и никаких ограничений по явке она не предусматривает, «тем более где-то на прошедших праймериз явка была выше 10%, где-то — ниже».
Один из собеседников “Ъ” в ЕР говорит, что у электронного формата есть серьезные недостатки: на онлайн-голосование гораздо легче влиять, если это позволяют финансовые ресурсы.
«Допустим, человек готов вложить в процедуру 15 млн руб. Тогда остается только закупить планшеты и подарить их бабушкам, попутно регистрируя их на «Госуслугах»»,— поясняет собеседник. Если процедура будет строго контролироваться сверху, такого не случится, но тогда она уже не будет соревновательной, считает он.
Единороссы традиционно не очень жестко регламентируют свое предварительное голосование. Перед крупными выборами они, как правило, выбирают максимально открытую модель праймериз, когда голосовать может любой желающий. Источник “Ъ”, хорошо знакомый с процедурой, поясняет, что в 2016 году особенно высокой конкуренция была в тех регионах, где местные элиты «бунтовали» против кандидатов сверху и боролись за положение в партийных списках.
«Единая Россия» почти определилась с первой группой одномандатников на выборах-2021
Глава ИСЭПИ Дмитрий Бадовский считает, что, поскольку в свое время процедура праймериз была принята как обязательная для партии, сейчас пересмотр этой нормы крайне затруднен, даже если это и было бы в чем-то целесообразно. Точно так же и уровни явки около 10% на прежних праймериз давят как ориентиры на праймериз предстоящие, хотя сравнивать обычное и онлайн-голосование вообще сложно и не всегда правильно, считает эксперт. При этом он полагает, что сейчас праймериз не так необходимы, как раньше. Перед выборами 2016 года в условиях «крымского консенсуса» и возвращения одномандатных округов ЕР была доминантной партией и, по сути, единственным окном для выхода за победой в округа. И праймериз были нужны как раз для кооптации в партию и политсистему новых лиц, лидеров общественного мнения. «А когда уже и не такой высокий рейтинг, есть много партий и часть людей вообще хотят идти самовыдвиженцами, смысл процедуры несколько снижается»,— поясняет господин Бадовский. Он также напоминает, что еще одной прагматичной целью праймериз был фактически досрочный старт кампании кандидатов, которые заранее начинали работать на свою узнаваемость и рейтинг. «В онлайн-формате эти технологические смыслы и преимущества тоже в значительной мере утрачиваются»,— резюмирует эксперт.
Координатор экспертного совета ЕР, глава Фонда развития гражданского общества Константин Костин, напротив, считает, что именно электронный формат дает кандидатам возможность сформировать хорошую «таргетную» базу своих сторонников.
«У вас фактически зафиксированная база сторонников, которые голосовали именно за ЕР. Это актуализированный, обновленный список избирателей»,— подчеркивает эксперт. Он поясняет, что, даже если человек голосовал не за победившего кандидата, его вполне можно убедить проголосовать за ЕР уже на основных выборах, особенно если к этому призовут и проигравшие. А все злоупотребления, в том числе и путем подкупа избирателей, нивелируются высоким уровнем явки, уверен господин Костин. «Я не думаю, что здесь нужен один порог. Он должен отличаться в зависимости от численности округа и его типа. Для сельских территорий порог может быть один, для городских — другой»,— говорит он.
Источник “Ъ”, хорошо знакомый с историей праймериз ЕР, поясняет, что партийцев всегда интересовало лишь одно: сможет ли кандидат привести свой электорат с праймериз на выборы. «Если он может всем планшеты купить, то, наверное, и избраться сможет. Но если есть сомнения, то надо помнить, когда проводишь праймериз электронно, что выборы-то пройдут вживую»,— отмечает он.
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 4 октября 2020 года; проверки требуют 11 правок.
Внутрипартийные выборы особенно часто проводятся в США, реже — в других государствах.
РоссияПравить
Закон и документы ЦИК России не содержат специальных норм о порядке отзыва наблюдателей (и даже упоминаний о такой возможности). Тем не менее, сложившаяся практика предполагает, что отзыв наблюдателя возможен и осуществляется лицом, имеющим право назначать наблюдателя. Для отзыва должен быть представлен подлинный документ, невозможно отозвать наблюдателя на основании переданного по сетям электросвязи изображения или на основании устного сообщения о принятом уполномоченным лицом решении.