Выборы в нашей стране проводят каждый год, иногда дважды.
В организации выборов занято много людей: чиновники, полицейские, спасатели, медики. Важную роль играют члены избирательных комиссий — на последних президентских выборах я работал в одной из них.
В этой статье я расскажу, как попасть в избирательную комиссию и сколько можно заработать. Если вы хотели изменить что-то в стране, господь подает вам сигнал через эти строки — вот ваш шанс.
Думаю стать наблюдателем на выборах. Расскажите, пожалуйста, как это сделать, какой план действий? Еще хочется понять, какие полномочия есть у наблюдателей: что можно делать, а что нельзя? наблюдатели могут, например, препятствовать фальсификациям?
был наблюдателем и членом УИК с правом решающего голоса
Наблюдатели действительно могут препятствовать фальсификациям на выборах: психологически сложно действовать незаконно, если за тобой пристально следят. При этом важно число наблюдателей — хотя бы : остается на избирательном участке, а ходит с членами УИК на надомное голосование.
Расскажу подробнее о полномочиях наблюдателя и как им стать.
Наблюдателями на выборах станут представители Федеральной Общественной палаты и общественных палат регионов. Соответствующий проект закона Комитет Госдумы по госстроительству и законодательству рекомендовал принять коллегам во втором чтении на пленарном заседании 22 ноября.
Один из авторов поправок, глава Комитета Павел Крашенинников подчеркнул, что документ повысит открытость выборного процесса в России.
Одновременно члены комитета рассмотрели поправку, предложенную депутатами от фракции ЛДПР, касающуюся включения в список наблюдателей представителей СМИ. Но присутствующая на заседании член ЦИК РФ Майя Гришина сразу же отметила, что журналисты наделены определённым статусом в законодательстве о выборах, и менять этот статус нецелесообразно. «Аккредитоваться на выборы — дело не сложное и любое СМИ может это сделать легко», — добавила Гришина.
Эту позицию поддержал Павел Крашенинников, который напомнил, что смешивать статусы общественников и журналистов не стоит. «Если представители СМИ захотят быть присутствовать на выборах от общественной палаты, то никто им этого запретить и так не может, равно как и общественникам работать на выборах как журналисты», — высказался депутат.
Центральная избирательная комиссия утвердила постановление о порядке назначения наблюдателей от Общественной палаты (ОП) и региональных общественных палат на выборах депутатов Госдумы VIII созыва. Об этом в четверг сообщает ТАСС со ссылкой на документ.
Согласно постановлению, ОП и региональные палаты «вправе назначить в каждую участковую избирательную комиссию из расчёта до двух наблюдателей на каждый день голосования (в общей сложности каждая — до шести наблюдателей на три дня голосования 17—19 сентября)».
При этом общественные палаты могут назначить наблюдателей на думские выборы, а также органов региональной госвласти и органов местного самоуправления (если это предусмотрено региональным законодательством).
Уточняется, что наблюдателями могут быть «представители общественных объединений, профессиональных и творческих союзов, объединений работодателей и их ассоциаций, профессиональных объединений, иных некоммерческих организаций, а также общественных палат и советов муниципальных образований и иных объединений граждан РФ».
Также в документе отмечается, что «наблюдателем может быть назначен любой гражданин РФ, обладающий активным избирательным правом на указанных выборах, независимо от его места жительства».
При этом наблюдателями нельзя назначить выборных должностных лиц, депутатов, высших должностных лиц регионов, глав местных администраций, их подчинённых, прокуроров, судей и членов комиссий с правом решающего голоса.
Кроме того, из постановления следует, что такой наблюдатель имеет право поочередно осуществлять наблюдение в помещении для голосования, самостоятельно определять режим и продолжительность наблюдения на основе взаимозаменяемости, сообщает «Интерфакс».
• ЦИК утвердил форму избирательных бюллетеней на выборах в Госдуму
• В ОБСЕ объяснили число запрошенных наблюдателей на выборы в Россию
• Региональным избиркомам выделят дополнительно 102,2 млн рублей на выборы
Ранее руководитель рабочей группы Общественной палаты России по общественному контролю за голосованием Максим Григорьев рассказал в интервью «Парламентской газете» о «золотом стандарте» общественного наблюдения за выборами.
«Его требования даже жёстче, чем в законодательстве. Например, мы будем проверять, чтобы на каждом участке соблюдали санитарно-эпидемиологические правила, и, если где-то не хватает масок или санитайзеров, мы будем обращаться в избиркомы, чтобы это исправили», — отметил он.
По словам Григорьева, ОП направит на выборы в Госдуму свыше 100 тыс. независимых наблюдателей.
В сентябре 2021 года в России пройдут избирательные кампании различного уровня, включая выборы депутатов Государственной Думы, глав 12 регионов (девять прямых и три — через голосование в парламенте субъекта) и депутатов законодательных органов государственной власти в 39 регионах.
Голосование продлится три дня — с 17 по 19 сентября 2021 года. Жители Москвы, Севастополя, Курской, Мурманской, Нижегородской, Ростовской, Ярославской областей смогут проголосовать дистанционно. Для этого у них должна быть подтверждённая учётная запись на госуслугах, данные которой сопоставлены с регистром избирателей. Также воспользоваться электронным голосованием смогут россияне, не имеющие регистрации по месту жительства на территории России, получившие гражданство в упрощённом порядке в соответствии с указом Президента РФ от 24 апреля 2019 года № 183.
Партии и команды независимых кандидатов практически закончили формировать списки своих наблюдателей на выборах 9–11 сентября. У «Единой России», как обычно, проблем с этим нет, а вот оппозиционерам пока не удается закрыть все участки. Лучше всего дела обстоят в Москве, где наблюдателей набирают не только партии, но и независимые платформы по выдвижению кандидатов. В то же время наблюдение за электронным голосованием у оппозиции энтузиазма не вызывает, поэтому участвовать в нем готовы не все.
В партиях парламентской оппозиции ситуацию с наблюдением оценивают весьма оптимистично.
Так, первый зампред ЦК КПРФ, депутат Госдумы Юрий Афонин сообщил «Ъ», что из 26 тыс. участков, где выдвинуты кандидаты от Компартии, фактически закрыты наблюдением около 22 тыс., а к концу недели коммунисты планируют выйти на закрытие 25 тыс. участков. В Москве, где пройдут муниципальные выборы, у КПРФ набрано «от 3,5 до 5 тыс. наблюдателей», сказал «Ъ» лидер московских коммунистов, депутат Мосгордумы Николай Зубрилин, добавив, что оформление добровольцев еще идет. «Думаю, что мы благополучно закроем все избирательные участки, и даже с запасом»,— отметил депутат.
В партии «Справедливая Россия — За правду» (СРЗП) каждый регион работает по индивидуальному плану, рассказала «Ъ» руководитель проекта «Справедливый наблюдатель» Анастасия Павлюченкова. «На наш взгляд, наиболее многочисленное наблюдение будет в Северной Осетии. Это связано прежде всего с совмещением региональных и муниципальных выборов»,— пояснила она. Для наблюдения за столичными выборами СРЗП подготовила более 1,1 тыс. наблюдателей, и еще столько же подготовят сами кандидаты, выдвигаемые партией, сообщил «Ъ» председатель совета московского отделения эсеров Дмитрий Гусев.
1,3 тыс. человек для наблюдения за столичными выборами готовы выставить «Новые люди», сообщили «Ъ» в пресс-службе партии. Наименьшее количество активистов в Москве выставит ЛДПР. По словам главы московского отделения партии Дмитрия Кошлакова-Крестовского, на данный момент либерал-демократы подготовила всего 134 наблюдателя.
Что касается «Единой России», то в партии «Ъ» традиционно заявили, что не имеют проблем с наблюдателями.
С наибольшими сложностями в плане наблюдения в этом году столкнулась непарламентская оппозиция.
Среди главных проблем опрошенные «Ъ» представители партий, координаторы платформ по выдвижению и независимые кандидаты назвали трехдневное голосование, апатию и отъезд из России оппозиционно настроенных граждан, низкий интерес к муниципальным выборам (особенно в регионах) и неверие в их результаты.
Член федерального бюро «Яблока» Александр Ефимов рассказал «Ъ», что партия создала несколько «точек входа» для наблюдателей, но в основном их направляли сами кандидаты. К концу набора «яблочники» испытывали дефицит активистов для покрытия большинства участков, и в последние дни партактиву пришлось массово обзванивать сторонников с предложением понаблюдать за выборами. Так, сам господин Ефимов в последний день обзвонил около 300 человек. В партии затруднились назвать точное количество поданных заявок на наблюдение из-за их нецентрализованного сбора, но отметили, что в Москве кандидаты отсылали в избиркомы списки из нескольких десятков человек.
Одна из наиболее крупных оппозиционных платформ «ВыДвижение» (ее курируют экс-кандидат в Госдуму от КПРФ Михаил Лобанов и депутат района Зюзино Александр Замятин) закрыла 65,5% (1,1 тыс.) от общего числа смен наблюдателей в Москве, набрав 638 человек. Лучше всего обстоят дела с третьим днем голосования: 11 сентября активисты закроют 77,5% смен. При этом если кандидат в наблюдатели вызывал подозрение, то ему отказывали — например, если в соцсетях претендента обнаруживались подписки на «провластные паблики».
Полностью закрыть приоритетные участки удалось проекту бывших «яблочников» «Штаб кандидатов» (привлекли 143 сторонника) и команде национал-демократа Романа Юнемана «Общество. Будущее» (196 наблюдателей).
Оппозиционные партии заинтересованы в наблюдении за дистанционным электронным голосованием (ДЭГ) на осенних выборах мэра Москвы, которое может стать еще популярнее и привести к сокращению числа традиционных участков. В этом году партийцы смогут использовать расширенный механизм наблюдения за ДЭГ, позволяющий синхронизироваться с сервером, на котором работает система, и контролировать трансакции и подсчет голосов в режиме реального времени. По словам опрошенных “Ъ” оппозиционеров, работа по подбору «электронных» наблюдателей только начинается, но для контроля предстоящих выборов они сделают «все возможное».
Как ранее сообщал “Ъ”, к выборам мэра в Москве могут сократить число традиционных избирательных участков, потому что все больше москвичей голосуют электронно. Так, на первом экспериментальном онлайн-голосовании на выборах в Мосгордуму в 2019 году (оно применялось в трех избирательных округах) онлайн проголосовали 10,2 тыс. человек. Летом 2020 года на конституционном плебисците московскую систему ДЭГ использовали уже 1,1 млн человек, на выборах в Госдуму в 2021 году — 1,9 млн, а на муниципальных выборах в 2022 году — 1,7 млн человек. Всего в Москве, по данным на январь 2023 года, около 7,6 млн избирателей.
В предыдущих кампаниях в столице за онлайн-голосованием можно было наблюдать через обзервер — специальный портал, где можно отследить статистику выдачи бюллетеней и хода волеизъявления. Контролировать эти данные мог любой желающий, при этом идентифицировать голос конкретного избирателя невозможно: голоса попадают в систему в обезличенном зашифрованном виде.
К сентябрьским выборам мэра Москвы наблюдение за ДЭГ планируется расширить: у партий будет возможность технического наблюдения за блокчейном, но для этого нужно соблюсти ряд условий.
На муниципальных выборах-2022 такой вариант протестировали представители двух партий — «Единой России» и «Новых людей». Поучаствовать в эксперименте пыталась и партия «Яблоко», но ей такую возможность не предоставили.
«Для такого наблюдения нужны защищенные линии связи и специальный компьютер. В 2022 году мы специально арендовали оборудование у структур «Ростелекома», удовлетворяющее определенным требованиям. Затем несколько дней должна была вестись работа по сопряжению устройства с серверами мэрии»,— рассказал “Ъ” начальник штаба «Яблока» по контролю над выборами Александр Ефимов. По его словам, к началу голосования работа по сопряжению уже шла, но ее внезапно прекратили, поэтому партийцы так и не смогли протестировать новый механизм. Что касается предстоящих выборов мэра Москвы, то, если партия решит в них участвовать, для наблюдения будет сделано «все возможное», заверил «яблочник».
Секретарь московского горкома КПРФ, заместитель заведующего отделом ЦК партии по ведению избирательных кампаний Николай Волков считает «голословными» заявления разработчиков системы ДЭГ в Москве о расширенных возможностях для наблюдения, но использование их партия готова обсуждать: «Если к нам поступят предложения делегировать какую-то группу или предоставят какой-то технический функционал для контроля, тогда мы будем комментировать». По словам господина Волкова, работа по изучению системы онлайн-голосования в КПРФ ведется постоянно.
Лидер столичного отделения «Справедливой России — За правду» Дмитрий Гусев заявил “Ъ”, что параметры будущих выборов еще только обрисовываются, поэтому детально вопрос наблюдения пока не проработан. Он напомнил, что у партии есть свой проект «Справедливый наблюдатель» и к предстоящим выборам его будут совершенствовать. «Будем превращать наш проект в «Цифрового справедливого наблюдателя»»,— сказал господин Гусев. Координатор московского отделения ЛДПР Дмитрий Кошлаков-Крестовский сообщил “Ъ”, что его партия уже начала отбор и подготовку «электронных» наблюдателей. Ставка, по его словам, будет сделана на молодежь. «Я вообще выступал и выступаю за ДЭГ, потому что считаю, что это наше неизбежное будущее. И чем быстрее избиратель поймет, что подсчет голосов во время ДЭГ совершенно, что называется, прозрачный, тем быстрее избиратели поймут преимущество ДЭГ»,— добавил либерал-демократ.
Центризбирком (ЦИК) в среду разъяснил порядок назначения наблюдателей на осенних выборах. В этом году партии, кандидаты и общественные палаты смогут направлять на участки в каждый из дней голосования по три человека вместо прежних двух. Дефицита наблюдателей в связи с этими новациями опрошенные «Ъ» партийцы не испытывают. Но оппозиционеры сомневаются, что это расширит для них возможности контроля за выборами, ведь одновременно был фактически упразднен институт членов комиссий с правом совещательного голоса.
Главные отличия в порядке работы наблюдателей на выборах-2022 касаются их количества: каждый кандидат, партия или общественная палата смогут теперь назначать на каждый участок трех наблюдателей вместо прежних двух, а при многодневном голосовании — до трех человек на каждый день выборов. Новые требования содержатся в разъяснениях ЦИКа, которые были представлены на заседании 29 июня. Направлять в избиркомы списки наблюдателей, как и прежде, нужно будет не менее чем за три дня до первого дня голосования.
Напомним, что норма об увеличении лимита наблюдателей появилась в избирательном законодательстве весной этого года. Теми же поправками было разрешено назначать наблюдателей в территориальные и окружные комиссии (до этого они могли находиться только в помещениях для голосования). Однако наряду с этим был упразднен институт членов избиркомов с правом совещательного голоса (ПСГ) на уровне участковых и территориальных комиссий, который активно использовался прежде всего оппозиционными партиями в качестве дополнительного инструмента контроля.
Опрошенные «Ъ» партийцы с дефицитом наблюдателей, даже с учетом направления на участки по три человека, не сталкиваются, но и в положительном эффекте от этой нормы не уверены.
Сложности скорее связаны с принятой еще в 2016 году нормой о представлении списков наблюдателей за три дня до выборов, поясняет зампред «Яблока» Иван Большаков. Это сократило возможности партий, так как люди принимают решение о наблюдении в последние день-два, при этом их еще надо обучить, отмечает он: «А в условиях трехдневного голосования и отмены статуса членов комиссий с ПСГ покрыть участки наблюдением стало крайне проблематично для всех партий».
Первый зампред ЦК КПРФ Юрий Афонин тоже считает, что принятые поправки не расширяют возможности контроля со стороны оппозиции из-за параллельного упразднения членов избиркомов с ПСГ. Тем не менее Компартия продолжает вести системную подготовку наблюдателей и проблем с выполнением «всех возможных нормативов» не ожидает, добавляет он.
В ЛДПР, по словам главы центрального аппарата Алексея Диденко, уже ведется «тотальный набор наблюдателей» и «призыв 2022 года идет очень активно». «Много желающих, особенно среди молодежи. Надеюсь, это признак проросшей в подрастающем поколении гражданской активности»,— отмечает партиец. Покрыть наблюдателями 100% участков намерены и в «Справедливой России — За правду». «Каждую избирательную кампанию партия стремится назначить наблюдателей во все участковые комиссии. Не будут исключением и выборы 2022 года»,— заверили «Ъ» в партийной пресс-службе.
«Новые люди» начнут набор наблюдателей только в августе, они будут представлены во всех регионах, где партия выдвигает кандидатов, сообщили «Ъ» в ее пресс-службе: «Самая активная фаза обучения и набора — последние три недели перед выборами. Раньше готовить людей просто бессмысленно, они могут элементарно забыть важные моменты и правила работы на участках». Проблем с набором наблюдателей в партии тоже нет: «Тем более одни и те же люди могут работать все три дня голосования. Это значит, что на один участок мы подбираем не девять человек, а три. Это заметно облегчает задачу».
«Единая Россия» будет направлять по три наблюдателя на участок на тех выборах, где ожидается высокая конкуренция, рассказал «Ъ» замсекретаря генсовета партии Сергей Перминов. С набором наблюдателей проблем также нет, добавил он.
Принятые поправки будут способствовать увеличению числа общественных наблюдателей в регионах, считает член Общественной палаты РФ, исполнительный директор ассоциации «Независимый общественный мониторинг» Алена Булгакова.
«В этом году законодатель расширил возможности для независимого наблюдения на выборах: общественные палаты теперь смогут направлять своих наблюдателей не только в участковые, но и в территориальные и окружные комиссии. В связи с этим мы уже сейчас можем предполагать, что число общественных наблюдателей в регионах будет возрастать»,— отмечает она.
Главы Центризбиркома и Общественной палаты Элла Памфилова и Валерий Фадеев подписали соглашение о сотрудничестве. Такое документ необходим, чтобы начать работу по подготовке наблюдателей новой формации — представителей общественности. В ЦИК, например, не сомневаются, что любой россиянин сможет возложить на себя такие полномочия.
Для наблюдателей придумают курсы
В Госдуме сейчас рассматриваются поправки в Закон «О выборах Президента РФ», согласно которым наблюдать за выборным процессом разрешат представителям Общественной палаты России и общественных палат регионов. Документ, который внесли в палату глава думского Комитета по госстроительству и законодательству Павел Крашенинников и глава Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству Андрей Клишас, был принят в первом чтении 15 ноября.
«Присутствие наблюдателей на выборах — важнейшее условие выборного процесса, ведь именно общественные палаты в регионах концентрируют в своих составах незаурядных личностей», — отметила Элла Памфилова.
По её мнению, принятие поправок станет важным шагом, который позволит совместными усилиями создать под эгидой федеральной Общественной палаты полноценный механизм общественного наблюдения на выборах. Важно, отметила глава ЦИК, что общественные палаты не политизированы.
Это подтвердил и Валерий Фадеев. По его словам, общественные палаты не могут участвовать в политической конкуренции, а выборы — это конкуренция.
«Хорошо, что за этой конкуренцией будет наблюдать общество и следить, чтобы она была максимально честной», — добавил глава Общественной палаты. Он сообщил, что будет создана рабочая группа, которая выработает систему обучения для будущих наблюдателей и критерии их отбора.
По мнению Памфиловой и Фадеева, наличие соглашения особенно важно накануне выборов президента в 2018 году. Всего к этому времени планируется подготовить порядка 100 тысяч общественных наблюдателей для 95 тысяч избирательных участков. Кроме того, глава ЦИК рассказала, что её ведомство планирует создать отдельный обучающий курс для наблюдателей при голосовании на дому.
Совершенствовать избирательное законодательство нужно для того, чтобы повышать представительный характер власти на разных уровнях.
Один из авторов изменений в закон сенатор Андрей Клишас подчеркнул, что в России хорошее избирательное законодательство, но его нужно совершенствовать.
«И вопрос сейчас стоит не в том, чтобы граждане могли принять непосредственное участие в наблюдательном процессе. В центре нашего внимания — взаимодействие с комиссиями и повышение доверия граждан к выборному процессу». — считает парламентарий.
Он подчеркнул, что хорошее государство не то, где не нарушаются права, а то, где эффективно действуют механизмы восстановления нарушенных прав. «Совершенствовать избирательное законодательство нужно для того, чтобы повышать представительный характер власти на разных уровнях», — добавил сенатор.
Его поддержал член Комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Виктор Пинский. Депутат рассказал, что в Госдуму поступил законопроект, который вносит изменения в правила использования герба РФ: «Его можно будет использовать в помещениях для голосования, а также наносить на урны для бюллетеней».
Журналист на выборах — желанный гость
Накануне депутаты от думской фракции ЛДПР — зампред палаты Игорь Лебедев и председатель Комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослав Нилов подготовили свои изменения ко второму чтению поправок в Федеральный закон «О выборах Президента РФ». Они предложили назначать наблюдателей не только от общественных палат, но и от СМИ, причём всех уровней.
На это Элла Памфилова отреагировала с удивлением, напомнив, что сейчас журналисты в России практически и так имеют статус наблюдателей, так как правила аккредитации для представителей СМИ в нашей стране вполне либеральны. По словам председателя Центризбиркома, у всех желающих представителей средств массовой информации, которые хотят присутствовать и наблюдать за ходом выборов, есть для этого максимальные возможности.
Что касается иностранных журналистов, то для них тоже двери избирательных участков открыты. Глава ЦИК почеркнула, что принятие закона о СМИ-иноагентах не препятствует работе на участках представителей зарубежной прессы.
«Пока предварительно могу сказать, что на проблему аккредитации принятие закона о СМИ-иноагентах не влияет», — сказала Памфилова. Она напомнила, что существует механизм аккредитации в МИД иностранных СМИ, а также механизм аккредитации в ЦИК: «Если СМИ считается международным, если его аккредитует МИД, то никаких проблем у него не будет точно».
В целом же Памфилова не сомневается, что участие в наблюдении за выборами может стать своеобразным социальным лифтом для молодых людей, а также даст им возможность потом найти работу в избирательной системе России.
Кто такие наблюдатели на выборах сейчас
- Наблюдателем может быть гражданин РФ, старше 18 лет;
- Состоять в какой-либо политической партии наблюдателю не обязательно;
- Наблюдатель не может быть членом избиркома, депутатом, занимать высшие выборные должности или находиться в непосредственном подчинении таких должностных лиц, а также быть судьей или прокурором;
- На участке разрешено присутствовать одному-двум наблюдателям от каждой партии или кандидата;
- На избирательных участках могут присутствовать наблюдатели от иностранных государств или международных организаций;
- Основная обязанность наблюдателя — проследить за соблюдением закона при проведении голосования и подсчёта голосов. Если будут нарушения, то наблюдатель должен постараться их пресечь или зафиксировать на фото или видео;
- Наблюдатель может обращаться к председателю участковой комиссии с предложениями и замечаниями по вопросам организации голосования;
- Наблюдатель может обжаловать действия комиссии в избирательную комиссию региона, в ЦИК или в суд;
- Наблюдатель не имеет права: выдавать избирателям бюллетени, расписываться за избирателя, в том числе по его просьбе, в получении бюллетеней, заполнять за избирателя бюллетени, нарушать тайну голосования, совершать действия, препятствующие работе комиссии.
Поквартирный обход
Обычно работа участковой избирательной комиссии проходит в два этапа: дежурство в предвыборный период и работа в день выборов. Но на президентских выборах 18 марта 2018 года появился предварительный этап — поквартирный обход.
За четыре недели до выборов предстояло обойти все квартиры избирателей на участке и пригласить всех на выборы лично. Если человек говорил, что не сможет прийти голосовать, то мы рассказывали ему, как проголосовать на другом участке, где он будет в день выборов.
Сначала мне показалось, что это нереальная задача. Во-первых, я думал, что многих будет сложно застать дома, но оказалось, что после трех безрезультатных визитов квартира считается «отработанной» — можно исключить ее из обхода. Во-вторых, на участке числилось 1700 избирателей — всех обойти казалось сложным. Но в итоге на одного-двух членов комиссии пришлось по многоэтажному дому, а пройти его нужно было за восемь дней. Мне как самому молодому достался самый большой дом — 244 квартиры. Никто не отмечал, сколько на самом деле мы работали, — просто ставилась задача и на нее отводился определенный срок. Я обошел порученный мне дом за три дня.
Еще я боялся, что жители будут грубить и вообще агрессивно относиться. Но выяснилось, что большинство — доброжелательные люди. В случае чего можно было взять с собой участкового и старшего по дому. В моем доме проблемных избирателей не было, и я не слышал, чтобы кому-то из коллег понадобилась помощь.
Удаленное наблюдение за выборами-2022 пройдет по прошлогодним правилам
По мнению сопредседателя движения «Голос» (включено в реестр иноагентов) Григория Мельконьянца, пока трудно сказать, какой интерес вызовут осенние выборы у наблюдателей, так как это зависит от конкурентности кампаний и настроений в обществе ближе к дню голосования. «От этих же факторов зависит и то, какие кандидаты и партии будут готовы предоставить желающим наблюдать гражданам направления на участки»,— добавляет он. Скорее всего, будет ощущаться серьезная нехватка и наблюдателей, и тех, кто готов выдавать им направления, предполагает эксперт: «Ситуация усугубляется еще и новыми поправками, упразднившими статус члена комиссии с ПСГ, который традиционно использовался для контроля».
Как справились регионы с тренировкой ДЭГ
Наблюдение за дистанционным электронным голосованием (ДЭГ) вызвало дискуссию среди оппозиционеров, но большинство все же предпочло отправить туда своих сторонников, даже если изначально они и не планировали этого делать. Так, своих IT-специалистов в ТИК ДЭГ выдвинули КПРФ и «Яблоко», ранее критиковавшие электронное голосование. Платформа «ВыДвижение» тоже подбирала для этих целей квалифицированных специалистов. А вот команда национал-демократов от наблюдения за ДЭГ отказалась. «А зачем? Это просто «черный ящик», лучше направить этих людей на участки»,— пояснил «Ъ» господин Юнеман.
Как стать наблюдателем
Есть несколько способов стать наблюдателем.
Через партию или кандидата. Наблюдателей может назначить политическая партия, которая зарегистрировала федеральный список кандидатов, или кандидат, зарегистрированный по одномандатному округу.
Чтобы стать наблюдателем, нужно связаться с избирательным штабом кандидата или партии. Обычно штабы проводят предварительный тренинг наблюдателей.Можно и не ходить самостоятельно по избирательным штабам, а обратиться в общественную организацию, которая поможет с оформлением документов и подскажет, как действовать на выборах. Например, в общероссийское общественное движение в защиту прав избирателей «Голос».
На участке разрешено присутствовать от каждой партии или кандидата. Удалять их с участка можно только по решению суда.
Через субъект общественного контроля. Также, чтобы стать наблюдателем, можно обратиться в общественную палату субъекта, в котором проводятся выборы. Еще можно самостоятельно создать субъект общественного контроля и от его лица назначать наблюдателей. К таким субъектам относятся: общественные объединения, профессиональные и творческие союзы, объединения работодателей и т. д.
Порядок назначения наблюдателей довольно простой:
- Партия, кандидат или субъект общественного контроля должны выдать наблюдателю направление по форме.
- Одновременно подается список наблюдателей в территориальную комиссию.
- Наблюдатель приходит в свою комиссию с направлением и паспортом.
Назначают наблюдателей не позднее чем за три дня до голосования — список назначенных наблюдателей предоставляют в соответствующую территориальную комиссию.
Дополнительный способ — через удостоверение журналиста. Еще один способ стать наблюдателем, если партия, кандидат или субъект общественного контроля отказали, — обзавестись удостоверением журналиста. Никаких формальных требований к такому удостоверению нет. Но в практике сложилось, что в нем должны быть указаны:
- Название и номер документа.
- Наименование юрлица, выпускающего СМИ.
- Наименование СМИ.
- Сведения о госрегистрации СМИ.
- ФИО представителя СМИ.
- Дата выдачи, срок действия.
- Подпись главреда.
- Печать юрлица.
- Фотография представителя СМИ.
Некоторые избирательные комиссии требуют редакционное задание и распечатанное свидетельство о регистрации СМИ. Поэтому их тоже лучше взять с собой.
Региональная кампания-2023 будет масштабной, но предсказуемой
Глава исполкома партии «Новые люди» Олег Захаров рассказал “Ъ”, что опыт использования новой опции наблюдения за ДЭГ на муниципальных выборах-2022 был очень полезным. В частности, партийцы сумели выявить колебания в онлайн-голосовании: «Например, заметили, как одновременно в электронную урну «упало» сразу несколько тысяч голосов, и проверили, что это не было вбросом «ботов», как сначала показалось». После выборов с помощью этого инструмента члены партии смогли предметно разобрать несколько сомнительных с точки зрения электронного голосования округов и, в частности, обнаружили там повышенное число бюллетеней с одной галочкой, хотя в многомандатных округах Москвы избиратели могли ставить галочки за нескольких кандидатов. В 2023 году «Новые люди» намерены использовать расширенные возможности наблюдения за ДЭГ, заверил господин Захаров, «хотя это недешево и непросто технически». «За счет конструктивного диалога с мэрией и департаментом по информационным технологиям мы смогли договориться о разработке новых средств наблюдения за ДЭГ. Так, мы будем более широко применять «проверочные трансакции», то есть уникальные метки бюллетеней, которые исключают возможность кражи или «перепрошивки» электронного голоса»,— отметил партиец. Также «Новые люди» за счет доступа наблюдателей на участках к электронным спискам избирателей, где фиксируется участие гражданина в ДЭГ и есть его телефон, обещают выборочно прозванивать участников онлайн-голосования, чтобы убедиться, что там нет «мертвых душ» и ботов, добавил Олег Захаров.
Избирательные комиссии
Выборы федерального уровня организует Центральная избирательная комиссия — . у подчиняются комиссии в регионах. Под ними находятся и — территориальные избирательные комиссии. Все три уровня комиссий работают в России постоянно, это обычные государственные учреждения, устроиться туда просто так с улицы сложно.
Во время выборов возобновляет работу и четвертый — нижний уровень — участковые избирательные комиссии — . Каждая обслуживает один избирательный участок. В большом городе может быть несколько сотен таких ов. Они открываются за несколько недель до выборов, и попасть сюда проще, чем в вышестоящую комиссию.
Я живу в Омске. Выборы в нашем регионе организует избирательная комиссия Омской области, на уровень ниже находятся 39 ов. Наша территориальная комиссия обслуживает Октябрьский округ города и располагается в местной администрации. Она управляет 73 участковыми избиркомами. В одном из них я и работал.
Наблюдатели — это граждане, которые следят за соблюдением закона на выборах или референдумах. Они присутствуют на избирательном участке, например в районной школе или детском саду, и в территориальной или окружной избирательной комиссии — районной администрации, управе района . Наблюдатели должны контролировать все происходящее на избирательном участке и фиксировать возможные нарушения.
Наблюдателем может стать совершеннолетний, дееспособный гражданин России, если он не находится в местах лишения свободы по приговору суда. Есть и другие ограничения — например, наблюдателями не могут быть:
- депутаты;
- чиновники;
- судьи;
- прокуроры;
- члены избирательной комиссии с правом решающего голоса, ПРГ, — именно за их действиями и нужно наблюдать.
Члены избирательной комиссии с ПРГ выдают бюллетени, ездят с переносным ящиком на надомное голосование, участвуют в погашении бюллетеней, подсчете голосов, сортировке и подсчете бюллетеней . Поэтому простор для фальсификаций у членов избирательной комиссии с правом решающего голоса широкий, и за их работой нужно тщательно следить.
«Для меня это был очень интересный опыт, что-то вроде экскурсии за кулисы»
была наблюдателем на выборах в Госдуму в 2011 году
Я была наблюдателем на выборах в Государственную думу в декабре 2011 года и членом участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса на президентских выборах в марте 2012 года. Оба раза от КПРФ: они занимали кабинеты в юракадемии, где я училась, и радовались всем желающим.
Избирательный участок и на тех, и на других выборах был в лицее неподалеку от моего дома — там 2300 избирателей, но в основном приходили пенсионеры.
Работа наблюдателя — наблюдать. Мы считали на листке количество реально пришедших избирателей и следили, чтобы члены комиссии не советовали, за кого голосовать. Еще я ходила с группой, которая организовывала надомное голосование для людей с инвалидностью.
Когда я была членом избирательной комиссии, то проверяла паспорта, выдавала бюллетени и подписывала итоговые бланки с результатами.
В 2011 году я была настроена следить за фальсификациями и раскрывать преступления. Но оказалось, что если нарушения и были, то отследить их было сложно. На участке стояли электронные комплексы обработки избирательных бюллетеней, которые отказывались принимать сложенные вдвое бюллетени и благодарили за каждый бюллетень. Это исключало возможность вбросить стопку.
А в 2012 году впервые появилась онлайн-трансляция с участков. Избиратели рассказывали, что предварительно смотрели, чем мы тут занимаемся. Одна пожилая женщина, которая заказывала надомное голосование, даже возмутилась, что мы к ней не дошли, потому что из комиссии читал билеты по вождению вместо работы.
Оба раза участия в выборах для меня были интересным опытом, вроде экскурсии за кулисы.
Трудоустройство
В участковую избирательную комиссию нельзя попасть через вакансию в интернете или центр занятости. Сюда не берут даже по знакомству. В члены избиркома человека выдвигают другие граждане, причем по специальной процедуре, которая описана в законе об основных гарантиях избирательных прав.
Чтобы стать членом а, надо обратиться в вышестоящую комиссию — территориальную. Узнать, где она находится, можно на сайте . В е придется заполнить специальную форму. Выдвинуться можно тремя способами.
От политической партии или общественного объединения. Так сделала моя знакомая, от которой я и узнал про эту работу. Она просто пришла в местное отделение «Справедливой России» и попросила помочь устроиться в комиссию. У многих партий дефицит кадров в регионах, а иметь представителя в комиссии им нужно. Знакомой без проблем подписали заявку. Никаких обязательств у нее не возникло, и никто из «Справедливой России» ее никогда потом ни о чем не просил.
По месту работы или учебы. Обычно, чтобы закрыть потребность в членах участковых комиссий, чиновники по разнарядке спускают в школы, больницы, детские сады и предприятия, сколько надо прислать человек для работы. Я работаю в страховой компании, где на начальство никто не давит, а само оно не заинтересовано в общественной активности сотрудников. Поэтому на работе отказались подписать мне заявку.
По месту жительства. Жильцы одного или нескольких домов могут выдвинуть своего представителя в . Для этого надо собрать их подписи — меня попросили принести минимум шесть. Я взял подписи у мамы, у соседки, у старшей по подъезду и у трех местных мужиков, которые подошли во дворе и попросили закурить.
Если подавших заявку накопится очень много, то сразу на выборы могут и не отправить. Сначала человека зачислят в резерв, если появится место — привлекут в комиссию. Причем могут послать не на ваш родной участок, а туда, где образовалась вакансия.
Я подавал документы перед выборами в госдуму в 2016 году, но тогда остался в резерве. Зато на следующий год, когда в городе проводили выборы в горсовет, меня позвали в комиссию.
Каждому члену избирательной комиссии выдают удостоверение
Состав участковой избирательной комиссии формируется на 5 лет. Я попал в основной состав комиссии из резерва и теперь буду работать на всех выборах, которые проводятся на нашем участке. Если по какой-то причине пропущу, то на следующие выборы все равно пригласят. Чтобы не звали, надо прийти в территориальную комиссию и лично написать заявление о выходе из состава а либо, когда истечет 5-летний срок работы нынешнего состава, не подписывать заявление на включение в новый состав.
В состав комиссии входят рядовые члены и руководство — председатель, его заместитель и секретарь. В день выборов в нашей комиссии появлялись еще «члены комиссии с правом совещательного голоса». Они контролировали нашу работу вместе с наблюдателями.
Оплата
У члена участковой избирательной комиссии почасовая оплата. Она рассчитывается исходя из , важности выборов и территории. На выборах в горсовет Омска в 2017 году нам полагалась базовая оплата 27 рублей в час, на выборах президента в 2018 — 47 рублей в час. При этом итоговые суммы были выше.
С выплат, связанных с выборами, не взимаются налоги. К базовой ставке сначала применяется территориальный коэффициент, так называемый северный. В Омской области он равен 1,15. За работу в ночное время и в выходные оплата удваивается. Кроме того, по итогам выборов начисляли премию в размере 100—150% от зарплаты, если не было претензий к работе.
Вышло, что на муниципальных выборах я проработал 33 часа, на президентских — 42 часа.
Сколько заработал на выборах в горсовет в 2017 г.
Поквартирный обход в будни
Поквартирный обход в выходные
Сроки выплаты зарплаты в разных регионах различаются. Где-то рассчитываются в течение нескольких дней, но в Омске платят в ту же ночь, когда считают голоса. Председатель сдает результаты в , возвращается на участок и сразу раздает всем деньги.
Ожидание может длиться часами, но члены комиссии не имеют права уходить, пока председатель не вернется и не отпустит. Зарплата — дополнительный стимул, чтобы не уйти раньше времени.
Подсчет голосов
В 20:00 двери избирательного участка закрываются и начинается подсчет голосов. На это отводится максимум 12 часов — итоги надо подвести до 8 утра. Но обычно удается управиться раньше: на нашем участке зарегистрировано 1700 избирателей, из которых на последних выборах голосовать пришли 1200.
Пять человек подсчитали все голоса минут за двадцать.
После голосования члены комиссии вываливают бюллетени на стол
Проблемы начинаются, если не сходятся цифры: количество выданных бюллетеней, количество неиспользованных и количество голосов. Тогда придется искать ошибку до тех пор, пока все не сойдется. В прошлом году у нас «потерялся» один голос. Мы пересчитывали все несколько раз, потратили больше двух часов, пока не догадались посмотреть на пол: пропавший бюллетень упал.
На президентских выборах 18 марта 2018 года у нас на участке вместо обычных урн использовались сканеры-ы. Это автоматические комплексы обработки бюллетеней, которые считывают информацию о голосовании уже в тот момент, когда бюллетень опускают в урну. выдает результат выборов сразу после 20 часов. Если все сходится, то считать голоса не нужно.
Когда голоса подсчитаны и все сошлось, членам комиссии остается выдать копии протоколов всем заинтересованным лицам, погасить неиспользованные бланки, упаковать бюллетени, убрать помещение и ждать. Никто не расходится, пока председатель, заместитель и секретарь не вернутся из а, сдав результаты. Если все пойдет гладко, освободиться можно уже к 22 часам.
Избиратель опускает бюллетень в урну-КОИБ
Полномочия наблюдателей
У наблюдателей исчерпывающий список полномочий — он закреплен законом. Наблюдатели вправе:
- Знакомиться с книгами и сведениями об избирателях, списками избирателей, голосующих на дому. Например, по книгам можно определить, сколько реально пришло человек и сколько выдали бюллетеней.
- Находиться на избирательном участке с открытия до завершения подсчета голосов.
- Присутствовать при голосовании на дому. Такое голосование — один из случаев, когда в урне может оказаться слишком много бюллетеней за определенного кандидата. Поэтому следить за надомным голосованием нужно особенно тщательно.
- Следить за подсчетом голосов и проверять отметки избирателей на бюллетенях. Это нужно для проверки, отметка избирателя с тем, что произносит вслух член избирательной комиссии.
- Наблюдать за составлением протокола об итогах голосования и получить его заверенную копию — это позволяет подстраховаться на случай, если комиссия решит сделать другую версию протокола, с «правильными» результатами. Еще экземпляр протокола нужен, чтобы обжаловать результаты выборов.
- Вести фото- или видеосъемку на избирательном участке. Предварительно об этом необходимо уведомить председателя и секретаря избирательной комиссии.
- Обжаловать действия избирательной комиссии в вышестоящую комиссию или в суд.
А вот что наблюдатели делать не могут:
- Выдавать избирательные бюллетени.
- Расписываться за избирателя в получении бюллетеня по его просьбе или заполнять бюллетень.
- Нарушать тайну голосования — смотреть, как проголосовал избиратель, и озвучивать его выбор.
- Принимать участие в подсчете голосов — трогать бюллетени — можно только следить.
- Препятствовать работе избирательной комиссии — например, не давать членам комиссии выдавать бюллетени избирателям.
- Заниматься агитацией — призывать голосовать за конкретного кандидата или партию.
- Участвовать в принятии решений избирательной комиссии.
То есть наблюдатели могут лишь следить за процессом выборов и контролировать голосование. Но это не значит, что их работа бесполезна. На практике в 95% случаев сам факт наличия наблюдателей предотвращает фальсификации: больше всего нарушители боятся, что их увидит «чужой». А еще это отличная отговорка для начальства: мол, не можем вбросить бюллетени, потому что за нами следят.
Если наблюдатель видит, что совершается преступление из главы 19 УК РФ — например, член избирательной комиссии ставит галочки в бюллетенях и пытается вбросить их в урну для голосования — это обязательно нужно зафиксировать на камеру, сообщить о нарушении в вышестоящую избирательную комиссию и написать заявление в правоохранительные органы.
Стоит ли становиться наблюдателем
Я был наблюдателем на выборах в Московскую городскую Думу в 2014 году и пошел в надомное голосование: показалось, что это интереснее, чем целый день сидеть на участке. Не зря: мне удалось пресечь как минимум одно нарушение.
Один пожилой избиратель, получив бюллетень, спросил: «А за кого ?» И член УИК с ПРГ не постеснялся порекомендовать ему кандидата. Я сказал члену избирательной комиссии, что он нарушил закон, а избирателю объяснил, что он сам должен принять решение. После этого члены УИК, с которыми я ходил, молчали до возвращения на участок.
Я убежден, что участок, на котором работают наблюдатели, — это еще один участок без фальсификаций. Например, во время проведения референдума в Татарстане в ноябре 2017 года отчетливо видна зависимость между наличием и отсутствием наблюдателей.
Результаты референдума по самообложению в поселении Пестречинское Республики Татарстан в 2017 году
Еще стать наблюдателем стоит, чтобы посмотреть, как выглядит процесс голосования изнутри, узнать, как голосуют люди за 80 на надомном голосовании и как распределяется поток избирателей.
День выборов
Работа в день выборов состоит из двух частей: голосования и подсчета голосов. Голосование проходит с 8 до 20 часов, но прибыть нужно раньше. Здесь уже четко прослеживается разделение труда: председатель, заместитель и секретарь разбираются с жалобами, принимают заявления, отчитываются в и руководят общим процессом. Рядовые члены комиссии регистрируют избирателей и выдают бюллетени. Мне как самому молодому поручили следить за порядком на участке и близлежащей территории.
В мою задачу входило выявлять нарушения, например агитацию за какого-либо кандидата — в день выборов на территории избирательного участка она запрещена. Но на моем участке был только один такой случай: девушка вслух сказала, за кого она советует проголосовать. Ей сделали замечание.
Часто избиратели пытаются зайти в кабинки по двое: например, муж с женой или дети помогают бабушке. Это тоже нарушение: в кабинке должен находиться один человек. К таким случаям я обычно относился с пониманием, но предупреждал председателя. Он в свою очередь обращался к другим избирателям, чтобы они были свидетелями того, что по двое в кабинку заходят по уважительной причине.
После 14 часов меня как самого молодого отправили проводить голосование на дому. Голосовать на дому можно, если человек болен, пожилой или у него инвалидность. Правда, придется сообщить об этом в заранее.
В 2017 году, на выборах в горсовет Омска, на нашем участке было всего пять таких заявок. Мы справились быстро. Но на президентских выборах в 2018 число желающих выросло до тридцати. Мы вышли в 15:00, а вернулись после 19:00, когда до закрытия участка оставалось уже меньше часа.
По квартирам с ящиком я ходил не один. По правилам голосование вне помещения проводят как минимум два члена избирательной комиссии. С ними идет полицейский или сотрудник а. Кроме того, могут присоединиться и наблюдатели.
Мои впечатления
Можно подумать, что это легкая и приятная работа, но нельзя забывать об ответственности. Например, если случайно внести данные избирателя не в ту строчку, возникнет путаница, а потом скандал. Скрыть или тихо поправить ошибку сложно: за происходящим следят наблюдатели и камеры — контрольные числа могут потом не сойтись. Даже из-за одного лишнего бюллетеня выборы могут признать несостоявшимися.
На выборах бывают провокации, представители кандидатов могут ругаться и даже драться, а случайные ошибки членов комиссий раздувать до вбросов и подтасовок. Поэтому важно быть внимательным, перепроверять все за собой и коллегами и точно соблюдать инструкции.
Возможно, есть и, в которых бывают вбросы и подтасовки, но за время работы в моей практике такого не было. У меня на участке что-то подтасовать или вбросить было невозможно: не сошлись бы показания по числу бюллетеней и пришлось бы всю ночь все пересчитывать и искать ошибку.
Я понимаю всеобщую интернетную истерию по поводу подтасовки выборов, но мой опыт работы в говорит об обратном. Кому верить — каждый решает сам.
Запомнить
- В избирательную комиссию нельзя устроиться самостоятельно: вас должны выдвинуть — партия, работодатель или соседи.
- Если один раз попасть в комиссию, вам гарантирована работа на всех последующих выборах, а они проводятся каждый год.
- Работать придется не только в сам день выборов, но и сильно заранее — обходить жителей района и дежурить на участке.
- Если число выданных бюллетеней не сойдется с количеством в урне, придется пересчитывать до тех пор, пока не найдется ошибка.
- Ошибка из-за невнимательности или нарушение инструкции могут привести к отмене результатов на всем участке.
- Люди, с которыми приходилось сталкиваться по работе, в основном дружелюбные и адекватные.
Дежурства
Следующий этап — дежурства на избирательном участке. Они начинаются как минимум за две недели до дня выборов, когда стартует досрочное голосование или, как на последних выборах, прием заявлений для голосования на другом участке. Еще в эти дни мы готовили помещение, тестировали технику и занимались бумажной работой. Все члены комиссии работали одинаково, вне зависимости от должности.
Загрузка на этапе дежурств невысокая. Часто я брал с собой ноутбук и успевал помимо предвыборных дел заниматься своей основной работой. Правда, потом может выясниться, что не напрягаются и все остальные, и какие-то вещи придется срочно делать за день до выборов.
Дежурства распределяются на общих собраниях. Каждый выбирает удобное ему время, так что их можно и нужно совмещать с основной работой. Некоторые мои коллеги по комиссии вообще не могли дежурить, и их от этой обязанности освободили. В то же время работодатель не имеет права уволить члена избирательной комиссии в период ее работы.
Это будущий ящик для голосования. Их собирают на подготовительном этапе во время одного из дежурств