Единая школьная программа в россии 2022 2023

Начало реализации ФГОС III поколения назначено на  2022-2023 учебный год, и мы предлагаем детально разобраться в том, какие появятся новые требования к рабочим программам и что изменится для учеников 1 и 5 классов.

  • Современные школьные программы
  • Выбор программы

По просьбам родителей мы подготовили материал о том, какие школьные программы для начальных классов будут использовать учебные заведения России в 2022-2023 году и чем отличаются разные УМК.

  • Поколения ФГОС
  • ФГОС III поколения
  • Основные изменения
  • Проектирование рабочей программы
  • Цифровизация образования

В 2022-2023 учебном году в силу вступает новая программа ФГОС III поколения. Предлагаем детально разобраться в том, какие обновления получил документ, кого коснутся нововведения уже в этом учебном году, как изменится учебный план и рабочие программы по разным предметам.

Основные нововведения ФГОС III

В числе основных нововведений:

  • Конкретизация требований к предметным результатам.
  • Четкие критерии сформированности УУД и достижения личностных результатов.
  • Измененный объем аудиторной нагрузки в НОО и ООО.
  • Новые требования к рабочим программам, которые необходимо учитывать уже в 2022-2023 учебном году.
  • Удаление из списка обязательных предметов второй иностранный.
  • Расширенные требования к материально-технической базе.

Новые ФГОС содержат изменения для начального общего образования. Учителя и руководство школ должны будут подстроиться под все нововведения. Прежде всего, придется изменить содержательный и организационный разделы ООП начальных классов. На уровне основного общего образования в ФГОС 2021 года также много изменений. Также изменения коснутся программ для обучения детей, вновь зачисленных в 5 классы.

Эксперты считают, что единая общеобразовательная программа поможет детям быстрее адаптироваться при переходе в другую школу и не отставать от сверстников

С 1 сентября 2023 года все российские школы перейдут на единые образовательные стандарты. Соответствующие изменения уже внесли в федеральный закон об образовании. Эксперты считают, что это может повысить качество знаний учащихся и отказаться от репетиторов, однако актуальным остается вопрос наполнения этих программ. «Толк» разобрался, что именно изменится в школьном образовании и как это скажется на уровне подготовки учеников в Алтайском крае.

Главное изменение – введение единых федеральных основных общеобразовательных программ (ФООП). Это будет сделано для того, чтобы ребенок при переезде в другой город и переходе в другую школу не отставал от своих одноклассников или же, наоборот, не опережал их по учебной программе.

Заместитель председателя Госдумы, соавтор поправок Петр Толстой отмечает, что это решение облегчит жизнь учителей, родителей и школьников. По его словам закон позволит избежать ошибок или неточностей в учебных пособиях, например, касательно исторических событий.

Единые базовые программы в начальной школе будут введены по русскому языку, чтению и окружающему миру. В средней школе – по русскому языку, литературе, истории, обществознанию, географии и ОБЖ.

Соответствующие стандарты будет разрабатывать и утверждать Министерство просвещения РФ. А новые программы должны появиться до 1 января 2023 года.

Смена программы предполагает и замену учебников. Однако это не значит, что через год все школы должны их полностью поменять. Авторы поправок предусмотрели переходных период, согласно которому учебники, входящие в перечень разрешенных на 31 декабря 2022 года, будут использоваться еще пять лет.

Основные изменения

Новые ФГОС 2022-2023 года получили такие изменения:

  • Чётко прописаны обязательства образовательного учреждения (в частности, школы) перед учениками и родителями.
  • Сделан акцент на развитие «мягких» навыков — метапредметных и личностных.
  • Подробно указан перечень предметных и межпредметных навыков, которыми должен обладать ученик в рамках каждой дисциплины (уметь доказать, интерпретировать, оперировать понятиями, решать задачи).
  • Расписан формат работы в рамках каждого предмета для развития этих навыков (проведение лабораторных работ, внеурочной деятельности и так далее).
  • Зафиксированы контрольные точки с конкретными результатами учеников (сочинение на 300 слов, словарный запас из 70 новых слов ежегодно и тому подобное).
  • Строго обозначено, какие темы должны освоить дети в определённый год обучения. Содержание тем по новому ФГОС не рекомендовано менять местами (ранее это допускалось).
  • Учитываются возрастные и психологические особенности учеников всех классов. Главное, чтобы ребята не были перегружены. Кроме того, в последнем образовательном стандарте уточнено минимальное и максимальное количество часов, необходимых для полноценной реализации основных образовательных программ. Определено базовое содержание программы воспитания, уточнены задачи и условия программы коррекционной работы с детьми с ОВЗ.

Предполагается, что образовательные стандарты третьего поколения улучшат современную образовательную систему и конкретизируют её задачи.

Второй иностранный – не обязательный предмет

На уровне основного общего образования школы получат право учитывать свои ресурсы и пожелания родителей, чтобы вводить второй иностранный язык или родной язык. Разработчики новой редакции ФГОС ООО исключили этот предмет из списка обязательных.

Так, новые ФГОС разрешают не обучать родному и второму иностранным языкам в 2022-2023 году, если для этого у школы нет условий или родители не хотят, что бы дети изучали данные предметы.

Единая школьная программа в россии 2022 2023

Новая программа воспитания

В содержательный раздел ООП школам предстоит ввести программу с единым названием «Программа воспитания». В проекте ФГОС НОО она заменяет две:

  • Программу духовно-нравственного развития и воспитания;
  • Программу формирования экологической культуры и здорового образа жизни.

Во ФГОС ООО ее введут вместо Программы воспитания и социализации обучающихся. Чтобы разработать новые программы воспитания, нужно будет учесть новые требования к личностным образовательным результатам учеников.

Конкретные требования к предметным результатам

В образовательных программах вашей школы нужно будет учесть требования к предметным результатам, которые конкретизировали в проектах ФГОС 2023. Их предыдущая редакция не указывала, что именно изучать в конкретных классах – это решала школа.

В новом ФГОС 2023 прописали требования к образовательным результатам по годам обучения, которые важно учитывать, составляя планирование начальной школы для русского языка, литературного чтения, иностранного языка, математики, окружающего мира. То же сделали во ФГОС ООО для русского языка, литературы, иностранного языка, истории, обществознания, географии, информатики, физики, биологии, химии. Также конкретизировали результаты и по математике, алгебре, геометрии, теории вероятности, статистике. Например, по литературе для основного общего образования перечислили произведения, которые ученик должен прочитать самостоятельно или на уроках.

Тематические модули по учебным предметам

Новая рабочая программа по ФГОС 2022-2023 года должна предполагать наличие тематических модулей. Во ФГОС НОО тематические модули указали для учебных предметов:

  • «Изобразительное искусство»;
  • «Музыка», «Технология»;
  • «Физическая культура»;
  • «ОРКСЭ».

Во ФГОС ООО добавили требования по тематическим модулям и для основ безопасности жизнедеятельности, родной литературы и родного языка.

Единая школьная программа в россии 2022 2023

Проекты ФГОС определяют обязательные для изучения модули. Также в них описали такие модули, которые можно изучать, если есть определенные природно-климатические условия, материально-техническое обеспечение и контингент учеников. Например, к ним отнесли «Растениеводство», «Животноводство» учебного предмета «Технология». Для физкультуры такими модулями стали «Зимние виды спорта» и «Плавание».

Нормы аудиторной нагрузки

Согласно ФГОС 3 поколения в 2022-2023 учебный план должен учитывать новые нормы аудиторной нагрузки.

Таблица норм аудиторной нагрузки для начальной школы:

Таблица норм аудиторной нагрузки для основной школы:

Обязательный ЕГЭ по иностранному языку

С учетом новых требований ФГОС третьего поколения с 2023 года программы должны учитывать тот факт, что учащимся предстоит сдавать экзамен по иностранному языку, ведь уже в грядущем году иностранный язык планируется включить в список обязательных предметов для сдачи на ЕГЭ. Вероятнее всего, это будет английский.

Более подробно о том, каким требованиям должна соответствовать рабочая программа 2022-2023 года по ФГОС третьего поколения, читайте на нашем сайте.

https://youtube.com/watch?v=A-dtCQLW9lo%3Ffeature%3Doembed

В 2021-2022 году в федеральный список школьных учебников было включено более 1700 наименований. Однако в 2022-2023 году перечень сократился на 200 изданий. Теперь из ФПУ исключены такие пособия, как:

  • Серия «Окружающий мир» для классов начальной школы;
  • «Технология» для 1-4 классов;
  • «Физика» для 7-8 классов.

Также были убраны еще несколько учебных пособий по английскому языку, серия учебников по русскому языку и некоторые другие.

Причин исключения учебников из ФПУ несколько. Одни пособия ушли на доработку, другие – уже получили новое издание.

  • Приказ Министерства просвещения РФ
  • Список учебников

Приказ Министерства просвещения РФ

Единая школьная программа в россии 2022 2023

Приказ об изменении списка учебных пособий, допущенных к использованию в учебных заведениях, был принят 20 мая 2020 года.

Министром образования РФ было приказано:

  • Включить указанные пособия в федеральный список учебников, используемых для преподавания программ начального, общего и среднего образования.
  • Опубликовать данный приказ в официальных изданиях и на сайте Министерства просвещения РФ.
  • Ответственным за контроль исполнения приказа сделать министра Басюка В.С.

Приказ вступил в силу 25 мая 2021 года. Учебники, исключенные из списка, должны быть исключены из образовательной программы до 31 мая 2023 года.

Единая школьная программа в россии 2022 2023

В ФСУ включаются те книги, которые были рекомендованы научным советом. Решение выносят на основании следующих проверок:

  • Общественная;
  • научная;
  • педагогическая и др.

Все книги, включенные в федеральный список должны соответствовать следующим требованиям:

  • Пособие относится к завершенной предметной серии, которая обеспечивает последовательное изучения предмета. У пособий должна быть одна методическая основа с одной структурой подачи учебного материала, одинаковым оформлением и одной педагогической подачей.
  • Учебник имеет руководство для учителя, в котором представлена информация о принципах преподавания дисциплины.
  • Учебное пособие представлено только в печатном виде. Оно издано путем тиснения и имеет электронное дополнение.
  • Название книги соответствует названию изучаемого по ней предмета.
  • В книгу включена информация об основных понятиях и идеях, относящихся к предмету.
  • Иллюстрации в учебном пособии соответствуют излагаемому в нем материалу.
  • В пособии отсутствуют опечатки и ошибки.

С 2015 года в качестве электронного дополнения должна использоваться электронная версия учебника.

К экспертизе допускаются только те книги, в которых учебная дисциплина изложена систематически. При этом экспертиза может проводиться только по инициативе правообладателя. Обычно правами обладает издательство или автор.

Каждый учебник, включенный в ФСУ, должен пройти общественную, региональную и этнокультурную экспертизу. К ним книга допускается только после успешного прохождения научной и педагогической экспертиз. Если пособие предусматривает преподавание программы на языке субъектов РФ, то прохождение этнокультурной экспертизы обязательно.

Каждая экспертиза проводится по уставам, которые были утверждены Министерством образования РФ. Общественная экспертиза проводится в организациях, деятельность которых направлена на развитие образования в РФ.

К любой экспертизе привлекается от трех и более специалистов. Они должны обладать специальными знаниями для проведения проверки. Также обязательно должна быть исключена вероятность возникновения конфликта между экспертами.

В результате экспертной проверки должен быть вынесен вывод о внесении или исключении книги из ФСУ.

Книга может не получить положительного заключения, если:

  • Хотя бы один учебник из всей серии не прошел проверку;
  • были установлены факты, которые подтвердили нарушение процедуры проверки;
  • для экспертизы был предоставлен неполный комплект материалов.

Также учебник может быть исключен из федерального списка, если информацию, представленную в нем, признали несущей вред развитию детей.

Единая школьная программа в россии 2022 2023

Федеральный список включает в себя три части:

  • Пособия, которые рекомендованы к использованию для освоения учениками обязательной части основной программы.
  • Учебники, рекомендованные к использованию для преподавания основной программы, создаваемой участниками образовательных отношений.
  • Учебные пособия, учитывающие этнокультурные особенности субъектов РФ.

Каждый из этих пунктов дополнительно разделен еще на три части:

  • Для 1-4 классов начальной школы;
  • для основного образования;
  • для среднего образования.

Единая школьная программа в россии 2022 2023

Список разделен на подразделы по предметным областям. Одно пособие может быть включено в ФСУ только один раз. В перечне о каждой книге указывается следующая информация:

  • Номер учебного пособия;
  • класс, для которого предназначен учебник;
  • автор или авторский коллектив;
  • название издательства;
  • правообладатель.

Также указывается язык издания, если книга написана на языке республик РФ.

Список для 1-4 классов

Единая школьная программа в россии 2022 2023

В разделе ФСУ для 1-4 классов начальной школы, представлены пособия по следующим предметам:

  • Русский язык;
  • литературное чтение;
  • окружающий мир;
  • физическая культура;
  • технология;
  • математика;
  • иностранный язык;
  • ИЗО (Изобразительное искусство).

В 4-м классе начинается изучение основ религии и светской этики.

Список для 5-9 классов

Единая школьная программа в россии 2022 2023

В средней школе в 5-9 классах начинается изучение новых предметов. Поэтому список расширяется. В него включаются следующие дисциплины:

  • Литература;
  • иностранный язык;
  • второй иностранный язык;
  • геометрия;
  • алгебра;
  • история;
  • обществознание;
  • технология;
  • физическая культура;
  • информатика;
  • география;
  • биология;
  • физика;
  • ИЗО.

В школах в субъектах России также используются учебники по родному языку и литературе.

Список для 10-11 классов

Единая школьная программа в россии 2022 2023

В 10-11 классах увеличивается количество дисциплин. В части ФСУ для 10-11 классов присутствуют книги по следующим предметам:

  • Алгебра;
  • геометрия;
  • информатика;
  • история;
  • экономика;
  • география;
  • ОБЖ;
  • химия;
  • физика;
  • обществознание;
  • право;
  • русский язык;
  • литература и др.

В некоторых школах изучают философию, астрономию, экологию и естествознание.

Список региональных учебников

Единая школьная программа в россии 2022 2023

В список региональных учебников входят пособие по родному языку субъектов РФ. В перечне присутствуют пособия для изучения таких языков, как:

  • Алтайский;
  • башкирский;
  • греческий;
  • татарский;
  • хакасский;
  • чеченский;
  • якутский;
  • удмуртский.

Полный перечень учебников, включенных в ФСУ в 2022-2023 году, можно изучить на официальном сайте министерства образования.

https://youtube.com/watch?v=HaKMnYKrGMQ%3Ffeature%3Doembed

Проектирование ООП НОО и ООО по ФГОС III

Разделы ООП для основной ступени школы также претерпят изменения. В пояснительную записку необходимо добавить общую характеристику программы. Также необходимо прописать механизмы реализации программы. Раньше содержание пояснительной записки было разным для НОО и ООО. Теперь требования стали едиными.

Изменили требования к содержательному разделу программы ООО. Вместо программы развития УУД в этом разделе должна быть программа формирования УУД. Также дополнили раздел рабочими программами учебных модулей.

Так, для основной школы рабочая образовательная программа должна содержать программу коррекционной работы, если школа обучает детей с ОВЗ.

Единая школьная программа в россии 2022 2023

Рабочие программы учебных предметов, учебных курсов, курсов внеурочной деятельности и учебных модулей нужно формировать с учетом рабочей программы воспитания. Тематическое планирование рабочих программ теперь должно включать возможность использования ЭОР и ЦОР по каждой теме. Кроме того, рабочие программы в 2022-2023 году при планировании внеурочной деятельности требуют уточнения форм проведения занятий.

Рабочая программа воспитания

Внесли изменения в структуру рабочей программы воспитания. Новые стандарты конкретизируют содержание календарного плана воспитательной работы, который входит в организационный раздел ООП. Он должен содержать перечень событий и мероприятий воспитательной направленности, которые организует и проводит школа или в которых она принимает участие.

Программа формирования УУД

По новому ФГОС ООО нужно разрабатывать программу формирования УУД, а не программу развития УУД, как это было раньше. То есть теперь программа имеет одинаковое название на уровнях НОО и ООО: «Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся».

Требований к рабочей программе формирования УУД стало меньше. Для уровня ООО прописали, что теперь нужно формировать у учеников знания и навыки в области финансовой грамотности и устойчивого развития общества.

Изменения коснулись и организационного раздела ООП. Новый ФГОС в учебном плане сохранил названия и количество предметных областей, но ввел учебные предметы (учебные модули) по каждой предметной области. Так, для предметной области «Основы религиозных культур и светской этики» на уровне НОО прописали 6 учебных модулей.

Важно! На уровне ООО школы получили право учитывать свои ресурсы и пожелания родителей, чтобы вводить второй иностранный язык, родной язык и литературу/литературное чтение на родном языке.

Единая школьная программа в россии 2022 2023

Это позитивное изменение для школ, которые не могут обеспечить качественное изучение этих предметов. Нововведение станет спасением для школ, которые не могут обеспечить на должном уровне изучение этих предметов. (Чтобы ввести изучение второго иностранного или родного языков, необходимо будет получить от родителей письменные заявления).

Изменения коснулись программы формирования УУД. Требований к этой программе в 2022-2023 году стало меньше. Для уровня ООО появилась необходимость формирования у учащихся знаний и навыков в области финансовой грамотности и устойчивого развития общества.  Еще одно изменение – теперь ФГОС 2022 регламентируют перечень обязательных учебных предметов и учебных модулей.

Объем урочной и внеурочной деятельности

Внесли изменения в общий объем аудиторной нагрузки – увеличили минимальное количество часов и уменьшили максимальное.

Также уменьшили объем часов внеурочной деятельности в совокупности с 1 по 4 классы. Из общего количества учебных часов видим, что в начальных классах часть часов внеурочной деятельности перешла на учебные часы. В 5-9 классах видим уменьшение общего количества учебных часов.

Таблица часов НОО:

Таблица часов ООО:

Деление учеников на группы

Раньше таких норм ФГОС не устанавливал. Новые стандарты НОО и ООО разрешают организовать образовательную деятельность при помощи деления на группы. Обучение в группах можно строить по-разному, с учетом:

  • успеваемости;
  • образовательных потребностей учащихся;
  • интересов учащихся;
  • предполагаемых целей обучения.

Это позволит учителям реализовывать дифференцированный подход.

Единая школьная программа в россии 2022 2023

Выбор программы

Школа вправе самостоятельно выбирать УМК, разрешенный Министерством образования. Процесс обучения проходит по учебной литературе, включенной в федеральный перечень. Этот список утверждается приказом Минпросвещения. Причем федеральный перечень – это не хаотичный набор разных учебников, а завершенные сформированные предметные линии, входящие в состав учебно-методических комплексов.

Важно! В 2022-2023 году сочетать разные УМК для начальной школы нельзя. Это значит, что каждое учебное заведение должно определиться до начала учебного года, по какой именно программе будет происходить обучение детей в 1-4 классах.

Руководство школы совместно с преподавательским составом определяет, какие программы начальной школы будут использовать в 2023 году. Родителей лишь уведомляют о сделанном выборе, либо они сами уточняют его.

У мам и пап будущих первоклассников есть возможность повлиять на ход обучения своих детей, выбрав школу с предпочтительной программой. Для этого до записи в общеобразовательное учреждение нужно уточнить, какие УМК действуют. Далее можно записать ребенка в ту школу, в которой будет применяться подходящая учебная программа.

https://youtube.com/watch?v=MKmHjM0Ake4%3Ffeature%3Doembed

А какие школьные программы начальной школы используют в 2022-2023 ваши учебные заведения? Предлагаем обсудить в комментариях их плюсы и минусы из личного опыта. Возможно именно ваше мнение поможет родителям подобрать для ребенка школу с оптимальной по их мнению программой.

ФГОС III поколения

ФГОС — это утвержденный на государственном уровне документ, который устанавливает требования к образовательным программам. В соответствии с ФГОС пишут учебные и методические пособия, рассчитывают количество времени, отводимое на учебные предметы, определяют требования к аттестации, формируют задания по ОГЭ и ЕГЭ.

Единая школьная программа в россии 2022 2023

Новые ФГОС начального и основного общего образования утверждены приказом Минпросвещения от 31.05.2021 № 286 и № 287. В новые ФГОС НОО и ООО внесли много изменений по сравнению со старыми стандартами. Главная задача новых ФГОС третьего поколения – конкретизировать требования к ученикам.

В новых ФГОС 2021 года определяют четкие требования к предметным результатам по каждой учебной дисциплине. В предыдущей редакции были только общие установки на формирование определенных компетенций. Школы сами решали, что именно и в каком классе изучать. Поэтому образовательные программы в каждой школе были собственные, а результаты обучения не детализированные. Новые ФГОС 2021 года устанавливают строгие требования к предметным результатам по каждой учебной дисциплине.

Новые Стандарты позволяют ответить на вопросы:

  • Что будет знать школьник?
  • Чем овладеет?
  • Что освоит?

Обновлённые ФГОС также обеспечивают личностное развитие, которое включает в себя гражданское, патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, физическое, трудовое, экологическое воспитание.

ФГОС разработали с учетом региональных, национальных и этнокультурных особенностей народов России. Документ ориентирует программу на изучение обучающимися многообразного цивилизационного наследия России. Также обязательные требования 2022-2023 года учитывают возрастные и индивидуальные особенности детей при освоении программ начального и основного общего образования. Новые ФГОС учитывают особые образовательные потребности детей с ОВЗ.

Важно! Федеральные и региональные инновационные площадки, разрабатывающие рабочие программы на 2022-2023 учебный год, получили большую свободу. Они получили право самостоятельно анализировать промежуточные результаты в каждый год обучения, не ориентируясь на содержание примерных образовательных программ.

Пошаговый переход на ФГОС III поколения

Чтобы внедрить в работу новые ФГОС начального и основного общего образования, школам понадобится пройти восемь шагов.

Шаг 1. Создайте рабочую группу, чтобы назначить ответственных за переход на новые ФГОС ООО. В ее состав необходимо включить заместителей директора по УВР, ВР, руководителей методобъединений, педагогов.

Шаг 2. Проведите педсовет об обновленных ФГОС, чтобы сообщить коллективу об основных нововведениях. На педсовете коллектив надо познакомить с изменениями в требованиях и продемонстрировать план перехода.

Шаг 3. Решите вопрос с родным и вторым иностранным языком и подготовьте проекты ООП по последним требованиям. Новые ФГОС разрешают не обучать родному и второму иностранным языкам, если для этого у школы нет условий. Если все условия для обучения есть, у родителей понадобится запросить заявления.

Шаг 4. Подготовить проекты новых ООП. Поручите рабочей группе оформить проекты новых образовательных программ НОО и ООО по требованиям ФГОС.

Шаг 5. Подготовить проекты новых рабочих программ. Заместителю директора по УВР вместе с педагогами понадобится пересмотреть рабочие программы по новым требованиям. Первое – рабочие программы учебных предметов, курсов, модулей, а также курсов внеурочной деятельности надо составить с учетом рабочей программы воспитания. Второе – в тематическое планирование рабочих программ педагоги должны включить возможность использовать электронные и цифровые образовательные ресурсы по каждой теме.

Шаг 6. Составить учебные планы, календарные учебные графики, планы внеурочки. Школам понадобится скорректировать учебные планы, календарные учебные графики и планы внеурочной деятельности.

Шаг 7. Разработать проект новой программы воспитания и календарного плана воспитательной работы с учетом таких изменений:

Единая школьная программа в россии 2022 2023

Шаг 8. Скорректировать график повышения квалификации. Чтобы педагоги были готовы реализовывать ООП по новым ФГОС, их понадобится направить на курсы повышения квалификации.

Проектирование рабочей программы

https://youtube.com/watch?v=CGLLjVs4gpU%3Ffeature%3Doembed

Поколения ФГОС

ФГОС — это федеральные государственные образовательные стандарты. Они представляют собой совокупность требований к программам образования.

Единая школьная программа в россии 2022 2023

На каждой ступени образования — свои стандарты. Школьникам необходимо руководствоваться следующими документами:

  • ФГОС начального общего образования (1-4 классы),
  • ФГОС основного общего образования (5-9 классы),
  • ФГОС среднего общего образования (10-11 классы),
  • ФГОС образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

ФГОС принято делить на три поколения — в зависимости от того, в каких годах они применялись.

Первое поколение ФГОС

Были приняты в 2004 году и назывались государственными образовательными стандартами. Аббревиатура ФГОС ещё не использовалась. Основной целью Стандарта 2004 года был не личностный, а предметный результат, ввиду чего Стандарт быстро устарел. Во главу ставился набор информации, обязательной для изучения. Подробно описывалось содержание образование: темы, дидактические единицы.

Второе поколение образовательных стандартов

ФГОС второго поколения разрабатывались с 2009 по 2012 год и действуют до 2020 года. Акцент в них сделан на развитие универсальных учебных умений, то есть способности самостоятельно добывать информацию с использованием технологий и коммуникации с людьми. Фокус сместили на личность ребёнка. Много внимания уделено проектной и внеурочной деятельности. Предполагается, что обучающиеся по федеральным государственным стандартам 2 поколения должны любить Родину, уважать закон, быть толерантными и стремиться к здоровому образу жизни.

Третье поколение ФГОС

Переход на новые образовательные стандарты третьего поколения будет осуществлён в сентябре 2021 года. Обсуждение новых ФГОС началось ещё весной 2018, и с тех пор прорабатывается их грядущее внедрение. Рассмотрим подробнее отличия ФГОС второго и третьего поколения.

Важно! В 2022-2023 учебном году новая программа согласно ФГОС III поколения будет внедряться в начальной и основной школе.

Переход школ на рабочие программы по обновленным ФГОС стартует в 2022-2023 учебном году, но продлится до 2027.

Единая школьная программа в россии 2022 2023

С 1 сентября 2022 года начнут действовать ФГОС в каждой школе, но в 2022-2023 учебном году новые рабочие программы по ФГОС III будут обязательными только для детей, которые пойдут в 1 и 5 класс.

Обновленный ФГОС, вступающий в силу с 2022-2023 учебного года, обеспечивает:

  • Единство образовательного пространства России.
  • Вариативность содержания образовательных программ.
  • Применение методик обучения, направленных на формирование гармоничного физического и психического развития, а также на сохранение и укрепление здоровья.
  • Развитие личностных качеств, необходимых для решения повседневных и нетиповых задач для адекватной ориентации в окружающем мире.
  • Благоприятные условия воспитания и обучения.
  • Единство учебной и воспитательной деятельности.
  • Формирование культуры непрерывного образования и саморазвития на протяжении всей жизни.
  • Разумное и безопасное использование цифровых технологий.
  • Формирование российской гражданской идентичности.
  • Личностное развитие обучающихся, в том числе гражданское, патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, физическое, трудовое, экологическое воспитание.
  • Формирование у школьников системных знаний о месте РФ в мире, а также о её исторической роли, территориальной целостности, культурном и технологическом развитии, вкладе в мировое научное наследие и формирование представлений о современной России.

Главное требование ФГОС – дети не должны быть перегружены. Поэтому в новых образовательных стандартах четко прописано минимальное и максимальное количество академических часов, которые требуются для реализации образовательных программ. В стандартах более подробно определяется базовое содержание воспитательных программ, конкретизированы цели и условия коррекционной работы с учащимися с ограниченными возможностями здоровья.

Также благодаря новым стандартам школьники получат больше возможностей для того, чтобы заниматься наукой, проводить исследования, используя передовое оборудование, освоить      компетенции, необходимые как для жизни в современном обществе, так и для успешного обучения на следующем уровне образования, а также в течение жизни.

Современные школьные программы

Учебные программы различаются по принципам преподавания и по системам проверки знаний. Можно условно выделить три вида:

  • Традиционные программы. Это универсальные учебно-методические комплексы (УМК), соответствующие потребностям и базовым навыкам школьников. Материал излагается последовательно в доступной для всех форме.
  • Экспериментальные или развивающие. Основной принцип – развитие умений и навыков учеников. Информация подается так, чтобы школьники старались извлекать ее самостоятельно. В комплексы включаются задания повышенной сложности, требующие логического или нестандартного мышления.
  • Авторские. Это программы, которые разрабатываются отдельными авторами и могут сочетать в себе традиционные принципы подачи материала и экспериментальные, инновационные.

Единая школьная программа в россии 2022 2023

Важно! Все школьные программы для начальных классов, разрешенные к применению в государственных общеобразовательных учреждениях, в 2022-2023 учебном году, должны соответствовать стандартам и общим требованиям, предъявляемым к образованию в России.

В России в 2022-2023 учебном году будут использоваться программы:

  • Школа России;
  • Перспектива;
  • Начальная школа 21 века;
  • Перспективная начальная школа;
  • Планета знаний;
  • Гармония;
  • Ритм;
  • Система Эльконина-Давыдова;
  • Начальная инновационная школа.

Программа «Школа России»

«Школа России» — это учебно-методический комплекс (УМК) для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, действующий с 2001 года. Если рассматривать все программы начальной школы 2022-2023 года, то «Школа России» однозначно будет самой популярной и широко используемой во всех регионах страны.

Единая школьная программа в россии 2022 2023

Программа построена на достижениях традиционной русской педагогики и уделяет большое внимание патриотическому воспитанию учащихся. Материалы УМК призваны сформировать у школьников преданность Отечеству и малой Родине, интерес к родному языку и культуре, а также уважительное отношение к национальным ценностям всех народов России.

Учебно-методический комплекс «Школа России» состоит из следующих завершённых предметных линий учебников:

Также в рамках программы в 4 классе изучается предмет Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ), который в разных школах может быть представлен курсами:

Школы могут предложить учащимся на выбор английский, немецкий, французский или испанский иностранный язык.

Программа для начальной школы «Перспектива» используется с 2006 года. Она разрабатывалась специально под новый Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) по инициативе Людмилы Георгиевны Петерсон — доктора педагогических наук и автора знаменитых учебников по математике.

Авторы проекта — заслуженные учёные и методисты, многие из которых также работали над самым популярным УМК для начальных классов — «Школой России». «Перспектива» занимает второе место по распространению в государственных школах. Основная миссия программы — научить ребёнка учиться: ставить цели, самостоятельно находить ответы и не терять интереса к знаниям.

Единая школьная программа в россии 2022 2023

Примечательно, что учебников самой Л.Г. Петерсон в УМК «Перспектива» нет: в 2009 году Министерство образования и науки РФ исключило их из программы со странной формулировкой: «содержание не способствует формированию патриотизма у школьников». Несмотря на многочисленные требования учителей и родителей вернуть математику Петерсон, сейчас её заменяет курс Г.В. Дорофеева.

Отзывы о «Перспективе» неоднозначны, одни и те же аспекты разные люди называют как достоинствами, так и недостатками:

  • Нестандартная подача информации. Одних родителей радует, что учебники напоминают художественные произведения. Других смущает отсутствие правил в рамочках.
  • ‍Нет преемственности. УМК разработан только для начальной школы, и некоторые родители жалуются, что после четырёх лет «Перспективы» в пятом классе детям скучно. С другой стороны, это говорит об отличном уровне подготовки.
  • ‍Ставка на самостоятельность. Программа не даёт готовых алгоритмов и учит создавать свои. И здесь всё решает искусство учителя: у преподавателей, которые умеют влюбить ученика в предмет, учёба по «Перспективе» будет приносить только положительные эмоции. В ином случае ребёнку будет трудно справляться без посторонней помощи.
  • ‍Высокие требования к учителю. Чтобы эффективно преподавать «Перспективу», нужно изучить много методического материала и пройти специальный онлайн-курс. Одни учителя в восторге от такого уровня подготовки, другие заявляют, что не готовы столько учиться.

Программа «Начальная школа 21 века»

Цель «Школы XXI века» – создание ведущей деятельности, самоконтроля и самооценки ученика через умение учиться, развитие познавательных интересов, внутреннюю мотивацию, развитие элементарных рефлексивных качеств.

Особенности программы следующие:

  • наличие дифференцированных курсов;
  • формирование основных компонентов учебной деятельности (мотив – зачем я это изучаю?; способ действий – что мне необходимо сделать для решения этой задачи?; контроль – правильно ли я решаю эту задачу?; оценка процесса и результата – какая задача передо мной поставлена?);
  • в приоритете поисково-исследовательская деятельность (школьник выступает не только в роли слушателя, зрителя, репродуктора, но и исследователя);
  • наличие большого количества творческих заданий в учебниках, предусмотрен немалый дополнительный обучающий материал;
  • большое внимание уделяется формированию положительной эмоциональной атмосферы, а также самостоятельности и инициативы;
  • существует система педагогической диагностики, которая помогает понять степень освоения ребенком знаний и умений, а также позволяет корректировать действия учителя.

Единая школьная программа в россии 2022 2023

Программа «Перспективная начальная школа»

«Перспективная начальная школа» является развивающей личностно-ориентированной системой обучения. Программа разрабатывалась как традиционная система обучения в начальной школе в 2006 году. Ее цель – оптимальный уровень обученности и развития учащегося. Данная система обучения предполагает, что первоклассник всему научится в школе. Ребенку отводится или роль ученика, или он будет играть учителя, или будет организатором какого-то школьного процесса. Ребенок не должен быть сторонним наблюдателем. Он учится общаться.

Единая школьная программа в россии 2022 2023

Здесь делается упор на обмен информацией, которую дети самостоятельно добывают. В процессе этого вырабатывается своя точка зрения. Затем ребята рассказывают о ней, работая в группах, парах. Учитель тоже демонстрирует не менее двух точек зрения при объяснении нового.

Программа «Планета знаний»

Программа для начальной школы «Планета знаний» разработана командой заслуженных педагогов России в начале 2000-х годов. Проект курировала глава отдела начального образования Министерства образования РФ Ирина Анатольевна Петрова. Программа соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС) и используется в 40 регионах России.

Главной особенностью программы авторы называют её целостность. По всем предметам разработана единая структура учебников, формат заданий и методы обучения. Все учебники, вне зависимости от предмета, разделены на несколько крупных разделов, каждый из которых предваряет маршрутный лист — разворот, на котором с помощью понятных ребёнку схем и картинок изображено содержание раздела и логика его освоения. По ним удобно прослеживать связь между темами, отмечать прогресс и просто смотреть, сколько уже изучено, а что ещё предстоит узнать.

Единая школьная программа в россии 2022 2023

Но больше всего споров вызывает ориентация программы на саморазвитие. В классической педагогике обучение строится на многократном повторении материала в школе. В УМК «Планета знаний» основной объём работы приходится на домашние задания.

Учебно-методический комплект «Гармония» вступил в работу примерно с 2000 года и действует по сегодняшний день. Создан на кафедре методики начального обучения Московского государственного открытого педагогического университета им. М.А. Шолохова. Это одна из новых образовательных программ, ее относят как к традиционному методу обучения, так и к развивающему.

«РИТМ» — это адаптация традиционной программы для начальных классов под современные образовательные стандарты. Проверенную временем школьную дидактику дополняют достижения современной педагогики и детской психологии.

По сравнению с советской классикой в рабочей программе «РИТМ» переработан курс окружающего мира, созданы с нуля курсы иностранных языков и духовно-нравственной культуры. Кроме того, в образовательный процесс добавлены технологии мультимедиа: презентации, видео и электронные викторины.

Интересная особенность программы — вариативность. Для курсов русского языка и литературного чтения разработаны по три линии учебников:

  • курс Рамзаевой создан для детей, которые уже умеют читать;
  • линия Джежелей — для обучения письму и чтению «с нуля»;
  • учебники Митюшиной и Хамраевой — для многонациональных классов и школ с неродным русским языком.

Особенность системы Эльконина–Давыдова заключается в том, что знания не даются детям в готовом виде. Обучение организовано так, чтобы школьники смогли самостоятельно поставить задачу, предположить способы её решения, а затем критически оценить то, что получилось.

Работа на уроках идёт в парах или небольших группах. Учитель ставит перед классом проблему и предлагает каждой группе найти решение. При этом он корректирует работу учеников наводящими вопросами.

Важно! В системе Эльконина–Давыдова нет привычной системы оценок. В конце занятия ученикам предлагается оценить свои успехи. Ребята самостоятельно выбирают критерии оценивания для каждого типа заданий. Чаще всего, ученики рисуют шкалу напротив каждого задания и отмечают на ней, насколько точно сформулирован ответ или насколько аккуратно оформлена работа.

Единая школьная программа в россии 2022 2023

Учебникам в системе Эльконина–Давыдова отводится далеко не главная роль. Большинство знаний ученики получают, взаимодействуя между собой и с преподавателями.

Тестирования показывают, что у детей, прошедших обучение по Эльконину–Давыдову, отлично развит кругозор, память, внимание, креативное мышление, навыки работы в команде и способности к самоанализу. Это, безусловно, преимущество системы.

Но существует и ряд недостатков:

  • Новеньким детям бывает сложно влиться в учебный процесс. И наоборот, детям, сменившим систему Эльконина–Давыдова на традиционную программу, например, «Школу России», трудно перестроиться.
  • По замыслу создателей системы, дети должны не зубрить правила, а понимать принципы. Поэтому обучение русскому начинается с основ языкознания, а курс математики — с теории происхождения чисел. Насколько актуальны эти знания в первом классе — спорный вопрос.
  • Система Эльконина–Давыдова рассчитана только на начальные классы. Продолжать обучение в средней и старшей школе придётся по другим программам.
  • Педагог должен не только владеть методическими приёмами системы, но и буквально мыслить её категориями. От его профессионализма зависит, насколько эффективным будет обучение.
  • Отсутствие оценок, беспрекословного авторитета учителя и другие особенности системы вызывают недоумение у некоторых родителей.

Программа «Начальная инновационная школа»

УМК, который будет использоваться при реализации данной программы обучения в начальной школе в 2022-2023 году, создан издательством «Русское слово». Система опирается на теории развивающего обучения Выготского Л.С., теорию Давыдова В.В., а также на требования ФГОС. Девиз ее: «Развиваем, сохраняя традиции».

Целью программы является развитие личности ребенка. Принципы программы

  • обязательный учет индивидуальных особенностей учащихся;
  • знание – не цель, а материал для строительства личности ребенка;
  • развитие у учащихся контроля и самооценки;
  • равноценное сочетание теории и практики.

Важно! Учебники «Начальная инновационная школа» — это УМК, созданный в соответствии с ФГОС второго поколения. С 2014 года учебники этого комплекса не входят в Федеральный список, так как эксперты не дали им полностью положительного заключения.

Цифровизация образования

Первая индустриальная революция породила массовую школу. Вторая  — сделала ее общеобразовательной, сформировав современную классно-урочную систему. Третья — дала в руки каждому учебник, привела ко всеобщему среднему образованию. Начавшаяся сегодня четвертая индустриальная революция вызывает к жизни непрерывно совершенствующуюся школу с персонализированной, ориентированной на результат моделью организации образовательного процесса (которая расширяет границы привычной классно-урочной системы).

Суть цифровой трансформации в том, чтобы эффективно и гибко применять новейшие технологии для перехода к персонализированному и ориентированному на результат образовательному процессу. Выделяют семь задач, которые государство и общество должны решить на пути к этой цели. Все они должны решаться единовременно и скоординированно:

  • Развитие материальной инфраструктуры. Сюда входит строительство дата-центров, появление новых каналов связи и устройств для использования цифровых учебно-методологических материалов.
  • Внедрение цифровых программ. Другими словами, создание, тестирование и применение учебно-методических материалов с использованием технологий машинного обучения, искусственного интеллекта и так далее.
  • Развитие онлайн-обучения. Постепенный отказ от бумажных носителей информации.
  • Разработка новых систем управления обучением (СУО). В дистанционном образовании СУО называются программы по администрированию и контролю учебных курсов. Такие приложения обеспечивают равный и свободный доступ учеников к знаниям, а также гибкость обучения.
  • Развитие системы универсальной идентификации учащегося.
  • Создание моделей учебного заведения. Чтобы понять, куда должно двигаться школьное и университетское образование в плане технологий, нужны примеры того, как это должно работать в идеале: с использованием новых СУО, инструментов и устройств Индустрии 4.0 и так далее.
  • Повышение навыков преподавателей в сфере цифровых технологий.

Цифровизация затрагивает все отрасли экономики, и те, кто уверен, что консервативной сферы образования она не коснется, глубоко ошибаются. Современная система образования появилась и менялась под влиянием перемен в обществе, вызванных предыдущими промышленными революциями, и дальнейшая ее трансформация неизбежна.

В школах 50 регионов России уже в этом году планируют открыть более 2000 классов с современной техникой:

  • 3D-принтерами и программным обеспечением для 3D-моделирования;
  • интерактивными панелями;
  • конструкторами по робототехнике;
  • VR-очками;
  • лабораториями и комплектами датчиков для проведения экспериментов;
  • устройствами и программным обеспечением для организации медиазон.

Планируется, что к 2024 году таких центров в российских школах будет 16 тысяч.

https://youtube.com/watch?v=oPJ8_ML6-tM%3Ffeature%3Doembed

График перехода

График перехода на обновленные ФГОС начального общего и основного общего образования на 2021-2027 годы:

Единая школьная программа в россии 2022 2023

  • В – обязательное введение новых ФГОС начального общего образования и ФГОС основного общего образования.
  • С – необходимо согласие родителей для перехода на новые ФГОС начального общего образования и ФГОС основного общего образования.

«Нам нужен единый ориентир»

Алтайские эксперты в области образования высоко оценили этот законопроект. По их мнению, эти изменения смогут повысить качество образования в школах.

Депутат Барнаульской гордумы Марина Понкрашева убеждена в том, что в системе образования не должно быть раздрая.

«К этому закону отношусь однозначно хорошо. Нам нужен единый ориентир касательно каждого предмета. Когда ребенок переезжает из региона в регион, он не должен отставать из-за различия программ», – считает Понкрашева.

При этом она отметила, что переход на единую программу – это большой труд. Минпросвещения РФ предстоит пересмотреть все уже существующие программы и убрать из них лишнее. Депутат считает, что сейчас в образовании по каждому предмету много ненужных тем, которые следовало бы заменить изучением чего-то более важного:

«Могу сказать как историк, что на изучение Великой Отечественной войны дается 6-10 часов, что неправильно, нужно намного больше. Думаю, что с введением единой программы будет проще».

Председатель комитета по образованию и науке в АКЗС Александр Молотов рассказал, что о введении единых стандартов говорили давно и именно в контексте повышения уровня и качества образования. Он считает, что нужно брать лучшие традиции советской системы, а те страхи, которые иной раз культивируют и развивают, они беспочвенны.

«В целом этот законопроект я поддерживаю и ничего плохого в нем не вижу», – говорит Александр Молотов, добавив, что в дальнейшем очень важно будет посмотреть на наполнение предлагаемой концепции.

«Будет проще»

Директора городских школ введение единых стандартов также поддерживают. По их мнению, они сыграют на руку и ученикам, и их родителям.

«Единые образовательные стандарты – такая вещь, которая должна продуктивно сказаться на качестве образования. Когда требования во всех организациях будут едиными, то и детям будет проще адаптироваться в новых коллективах», – комментирует Андрей Порсин, директор барнаульской школы №63.

По его мнению, все школы должны в равной степени давать примерно одно и то же, независимо от того, где ребенок находится.

Заместитель директора лицея №112 Ирина Крицкая отметила, что различия в программе раньше были очень заметны и создавали определенные трудности.

«Часто так случалось, что детки, приходя из другой школы к нам, попадали в совершенно новые условия. В учебниках информация разнится, поэтому какая-то тема уже могла быть изучена ребенком, а какая-то еще нет», – пояснила она.

По словам директоров, новая программа сложнее не станет и беспокоиться не о чем. Школьникам больше не придется обращаться за помощью репетиторов, что в значительной мере сэкономит силы детей и средства родителей.

По карману не ударит

Кроме того, о покупке новых учебников родителям беспокоиться не стоит, считает Александр Молотов. Согласно действующему законодательству они приобретаются за счет средств бюджета.

«Другое дело, что в некоторых школах есть углубленные программы, где возникают вопросы о приобретении дополнительных учебников. Но все это осуществляется по согласованию с родителями. Переход на единые стандарты эту проблему не усугубит», – добавил он.

Министр просвещения РФ Сергей Кравцов ранее отмечал, что эти изменения также сэкономят деньги региональных бюджетов. По его словам, новый порядок разработки учебных пособий сделает их дешевле, исключительные права на новые учебники будут у РФ, что позволит сэкономить на выплате гонораров авторам.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector